ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-454/2017 от 10.04.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 10 апреля 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Галимовой З.М.,

с участием Баева А.З. – прокурора отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан,

в отсутствие ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

защитника ФИО2.,

временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО20,

извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу ФИО3 на решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 года, которым:

постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО20 №... от 05 сентября 2016 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена единой комиссии по осуществлению закупок Министерства ...ФИО4 оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - должностное лицо УФАС) ФИО20 №... от 05 сентября 2016 года член единой комиссии по осуществлению закупок Министерства ... (далее – член единой комиссии) ФИО5. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за то, что в нарушение части 3 статьи 53 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) допустил заявки ООО «...» (далее – участник) на участие в открытом конкурсе №... на оказание услуг по теме: «...» и №... на оказание услуг по теме: «...», признав их соответствующими требованиям конкурсной документации.

Судьей Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 12 декабря 2016 года по жалобе ФИО6. принято указанное выше решение.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица УФАС №... от 05 сентября 2016 года и решением судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 года, ФИО7. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить за малозначительностью правонарушения, совершенного при отсутствии умысла, неблагоприятных последствий для отношений в сфере закупок. Принятие решения о недопуске данного участника явилось бы умышленным сокращением количества участников конкурса.

Изучив материалы дела, выслушав возражения прокурора Баева А.З., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 07 декабря 2015 года Заказчиком, в лице Министерства ... в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса №... на оказание услуг по теме: «...».

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 15 января 2016 года заявка ООО «...» признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации №... на оказание услуг по теме: «...».

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пунктом 4.1.2 конкурсной документации участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Подпунктом 2 пункта 3.4.1 конкурсной документации установлено требование к заявке и документам в соответствии с вышеуказанной нормой Закона (подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, в нарушение требований названного положения закона, а также подпункта 2 пункта 3.4.1 конкурсной документации к открытому конкурсу на оказание услуг по теме: «...» Единой комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства ... допущена к участию заявка

ООО «...» (зарегистрирована в журнале регистрации заявок за №... от 29 декабря 2015 года в 14:38), в составе которой предоставлена распечатанная электронная форма выписки из ЕГРЮЛ от 20 ноября 2015 года, с копией отметки квалифицированной электронной подписи налогового органа и заверенная генеральным директором ООО «...» ФИО8.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Согласно статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Таким образом, документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, применим, только в случае направления (передачи) информации в электронной форме. На сегодняшний день в единой информационной системе отсутствует функционал для подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подача заявки на участие в открытом конкурсе возможна только в письменной форме. Требование о подаче заявки в письменной форме установлено и конкурсной документацией (пункт 4.1.2). Следовательно, все документы, в том числе и выписка из ЕГРЮЛ представляемая в составе заявки должна быть подписана собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенная печатью или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки.

В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

При таких обстоятельствах признание заявки ООО «...» на участие в открытом конкурсе №... соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации является незаконным.

Аналогичное нарушение допущено при рассмотрении заявки ООО «...» и признании её соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации №... на оказание услуг по теме: «...».

В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В материалах дела имеется протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 15 января 2016 года №..., и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 18 января 2016 года №..., в соответствии с которым на заседании комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе присутствовали ... членов комиссии с правом голоса: председатель комиссии - ФИО9.; заместитель председателя комиссии - ФИО10.; члены комиссии - ФИО11., ФИО12., ФИО13.

Согласно вышеуказанному протоколу, ФИО14 является членом комиссии.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица антимонопольного органа об отсутствии оснований для допуска участника к участию в открытом конкурсе, с которым согласился судья первой инстанции, является обоснованным.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются должностными лицами.

Обстоятельства дела и виновность ФИО15. в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела.

Юридическая оценка действиям лица по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ дана правильная. Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 2 статьи 7.30 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 09 августа 2016 года, постановление о наложении штрафа вынесены с участием ФИО16. Жалоба судом рассмотрена при участии защитника ФИО17. в отсутствие ФИО18., извещенного надлежащим образом (л.д.26,27), что не оспаривается.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена единой комиссии по осуществлению закупок Министерства ...ФИО19 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Абдрахманова Н.В.

дело №...