Судья р/с Хатянович В.В. Дело № 21-456/2021
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 19 июля 2021 года
Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении председателя Муниципального казенного учреждения «Комитет по благоустройству Яшкинского муниципального округа» (далее по тексту МКУ «Комитет по благоустройству») ФИО1
по жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ФИО2 на решение Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 042/04/7.32.5-1995/2020 от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем руководителя Управления антимонопольной службы Кемеровской области ФИО2 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя МКУ «Комитет по благоустройству» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
24.02.2021 года и.о. прокурора Яшкинского района Ходанович П.В. обратился в Яшкинский районный суд Кемеровской области с протестом на обозначенное выше постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в установленные ст. 30.3 КоАП РФ сроки.
Решением судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21.04.2021 указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
В жалобе заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что с учетом письма ФАС России № ИА/74989/19 от 28.08.2019 «О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.5 КоАП РФ» при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение. Поскольку ФИО1 для соблюдения сроков оплаты по контракту от 27.04.2020 были приняты все возможные действия, а именно направлена заявка от 09.09.2020 на финансирование для оплаты подрядчику ООО «Арт-Сити» за выполненные работы, считает, что в действиях ФИО1 отсутствует вина и состав административного правонарушения по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ. Также указывает, что судом необоснованно сделан вывод о необходимости извещения должностным лицом потерпевшего ООО «Арт-Сити» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку статусом потерпевшего указанное лицо не наделено.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, что влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Яшкинского района в рамках осуществления надзора за законностью исполнения законодательства при реализации национальных проектов на территории Яшкинского муниципального округа, проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой выявлено неисполнение заказчиком - МКУ «Комитет по благоустройству», в лице председателя, финансовых обязательств по муниципальным контрактам.
В ходе указанной проверки было установлено, что 27.04.2020 между МКУ «Комитет по благоустройству», выступающим в качестве заказчика, и ООО «Арт-Сити», выступающим в качестве подрядчика, заключен муниципальный контракт № 0139600002120000001-1 на выполнение работ по благоустройству (капитальному ремонту) внутриквартального проезда <адрес>
Согласно п.п. 1.1., 3.1., 3.4. Контракта, предметом настоящего контракта является выполнение работ по благоустройству (капитальному ремонту) внутриквартального проезда <адрес> цена заключенного контракта составляет 2 400 000 рублей. Оплата по Контракту производится заказчиком в течение 15 рабочих дней после получения счета, счета-фактуры и подписанных акта приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Окончательный расчет в соответствии с полной ценой Контракта за выполненные в полном объеме работы по объекту производится в течение 15 рабочих дней после подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта, акта сдачи-приемки выполненных работ, с предоставлением полного пакета исполнительной документации.
В соответствии с п. 2.1. Контракта, срок выполнения работ: со дня заключения муниципального контракта по 31.07.2020.
Проведенной проверкой установлено, что подрядчиком (ООО «Арт-Сити») выполнены работы по муниципальному контракту в срок, предусмотренный п. 2.1. Контракта в полном объеме. Заказчику 29.07.2020 предоставлены акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, а также справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
В соответствии с п. 6.5. Контракта работы считаются принятыми после подписания сторонами акта приемки в эксплуатацию законченных работ по капитальному ремонту.
Пунктом 10.1. Контракта предусмотрена ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий настоящего Контракта в соответствии с действующим законодательством. Основанием для освобождения заказчика от ответственности, является неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы (форс-мажор) или виновные действия другой стороны (п. 10.5).
Проведенной проверкой также установлено, что акт о приемке законченных работ по благоустройству (капитальному ремонту) внутриквартального проезда <адрес> подписан сторонами 20.08.2020.
В силу положений ч. 1 ст. 711 ГК РФ, на заказчике лежит обязанность по уплате подрядчику, обусловленной договором цены после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Исходя из изложенного, заказчик, то есть МКУ «Комитет по благоустройству», при принятии выполненных работ от подрядчика (ООО «Арт-Сити») без замечаний, был обязан, в соответствии с п. 5.1.6 Контракта, произвести оплату по муниципальному контракту в сроки, предусмотренные п. 3.4. Контракта, а именно: в течение 15 рабочих дней со дня подписания указанного акта, то есть в срок до 10.09.2020 года.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 8 ст. 30 настоящего Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Федерального закона.
Между тем, на момент проведения прокурорской проверки - 29.10.2020 оплата по Контракту заказчиком произведена не была.
Документов, указывающих на наличие чрезвычайных обстоятельств, воспрепятствовавших МКУ «Комитет по благоустройству», выполнить требования действующего законодательства по оплате выполненных работ по Контракту, представлено не было.
Нарушение должностным лицом заказчика - председателем МКУ «Комитет по благоустройству» ФИО1 срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении прокурором по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, административный орган исходил из того, что виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ отсутствует, равно как и состав административного правонарушения, поскольку должностным лицом ФИО1 были предприняты все возможные меры для оплаты подрядчику ООО «Арт-Сити» за выполненные работы по муниципальному контракту.
Однако прекращение производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения является преждевременным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Частью 7 ст. 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 указанной статьи.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
По смыслу закона муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты задолженности не является основанием для освобождения заказчика от административной ответственности.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 65 Устава муниципального образования Яшкинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Яшкинского муниципального округа Кемеровской области -Кузбасса от 20.03.2020 № 80-р, п.п. 1.5., 1.7., 2.1., 2.3.1., 2.4.5., 4.1., 5.1. - 5.3. Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет по благоустройству администрации Яшкинского муниципального округа», утвержденного решением Совета народных депутатов Яшкинского муниципального округа от 14.01.2020 № 55- р, МКУ «Комитет по благоустройству» является заказчиком, и при осуществлении закупок руководствуется положениями указанного закона.
Муниципальный контракт заключен сторонами 27.04.2020, заказчик обязан в силу императивного требования, содержащегося в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, произвести оплату выполненных подрядчиком работ в течение пятнадцати рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ.
Предпринятые же заказчиком действия для оплаты муниципального контракта, выразившиеся в направлении заявки 09.09.2020, не свидетельствуют о надлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей.
При этом, материалы дела не содержат доказательств того, что должностное лицо заказчика в полном объеме осуществило все зависящие от него меры по недопущению вменяемого нарушения, и что им своевременно, с момента наступления срока на оплату выполненных работ, кроме заявки, направлялись какие-либо требования в адрес финансового органа - распорядителя бюджетных средств, либо вносились в соответствии с порядком и сроками формирования проекта соответствующего бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение обязательств по контракту, как в установленный законом срок для оплаты, так и после наступления предельного срока оплаты.
Учитывая изложенное, а также исходя из допущенного по делу нарушения процессуальных требований ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ, вывод судьи об отмене постановления должностного лица от 27.01.2021 и возвращении дела на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, является обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Срок давности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
Судебное решение надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ.
Вместе с тем доводы, изложенные в жалобе, не влияют на законность и обоснованность принятого судьей решения.
Нарушений норм материального и процессуального административного права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Яшкинского районного суда Кемеровской области от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении председателя Муниципального казенного учреждения «Комитет по благоустройству Яшкинского муниципального округа» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья О.С. Рюмина