ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-458 от 12.07.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Брант И.С. № 21-458

РЕШЕНИЕ

12 июля 2016 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев жалобу первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области на решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 23 мая 2016 года, которым отменено постановление первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Озерки Петровского района Саратовской области»

установил:

постановлением первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Озерки Петровского района Саратовской области» (далее - СОШ села Озерки) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15849 руб. 50 коп.

Решением судьи Петровского городского суда Саратовской области от 23 мая 2016 года постановление должностного лица от 25 марта 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, первый заместитель председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО4 просит решение Петровского городского суда Саратовской области от 23 мая 2016 года отменить, ссылаясь на необоснованность выводов судьи об отсутствии в действиях СОШ села Озерки события административного правонарушения.

В судебном заседании Алешина М.В. и Кириленкова Е.В., представляющие интересы контрольно-аналитического комитета Саратовской области, поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить, поскольку в действиях юридического лиц имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Законный представитель СОШ села Озерки Синенко Т.П., защитник Макаров А.Н. возражали по доводам жалобы, полагают, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).

Статьей 38 БК РФ предусмотрено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на (основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статей 69.1, 78.1 БК РФ субсидии на иные цели бюджетным учреждениям могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Подпрограммой «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» данной государственной программы Российской Федерации предусмотрена реализация основного мероприятия - развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования детей (пункт 2.6).

В 2014-2015 годах на территории Саратовской области в рамках подпрограммы «Развитие системы общего и дополнительного образования» Государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года № 643-П, осуществлялась реализация мероприятия - создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. Ответственным исполнителем программы является Министерство образования Саратовской области.

Приложением № 7 к государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» предусмотрено, что субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов (далее - муниципальные образования области) из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (далее - расходное обязательство муниципального образования), возникающих при реализации мероприятий, направленных на: ремонт спортивных залов в общеобразовательных организациях; перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы в общеобразовательных организациях для занятий физической культурой и спортом; оснащение общеобразовательных организаций спортивным инвентарем и оборудованием; развитие школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях; увеличение количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (по каждому уровню общего образования), за исключением дошкольного образования; строительство открытых плоскостных спортивных сооружений на территории общеобразовательных организаций (пункт 1).

Отбор муниципальных образований области для предоставления субсидии осуществляется министерством образования области по следующим критериям: наличие заявок от органов местного самоуправления муниципальных образований области на предоставление субсидии за счет средств областного и федерального бюджета; наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности условий для занятий физической культурой и спортом по направлениям, указанным в пункте 1 настоящего Приложения(пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1597 утверждены Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Пунктом 10 данных Правил предусмотрено, что перечень мероприятий содержит информацию о сложившихся в субъекте Российской Федерации условиях для занятия физической культурой и спортом в организациях, об увеличении количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (по каждому уровню общего образования), за исключением дошкольного образования, а также одно или несколько из следующих мероприятий: ремонт спортивных залов; перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом; развитие школьных спортивных клубов; оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений.

Пунктом 6 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом и условиях ее расходования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 05 августа 2014 года № 435-П, предусмотрено, что субсидия расходуется при условии осуществления за счет средств местного бюджета кассовых выплат в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального района области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

Согласно пунктам 7 и 8 данного Положения субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном порядке.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 20 февраля 2015 года № 23-Пр утвержден Перечень мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях Саратовской области, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.

Предусмотрено, что в 2015 году планируется провести ремонт спортивных залов (ремонт кровли, отопления, водоснабжения, пола, стен, фасада, замена оконных блоков, дверей, оборудование душевых и туалетов) в 40 общеобразовательных организациях, обустройство 1 открытой спортивной площадки, оснащение спортивным оборудованием и спортинвентарем 40 общеобразовательных организаций, увеличение количества спортивных клубов с 63 до 70.

Постановлением администрации Петровского муниципального района от 21 ноября 2013 года № 1391 утверждена муниципальная программа «Развитие образования в Петровском муниципальном районе» на 2014 - 2018 годы, ответственным исполнителем которой является Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области.

Объемы финансового обеспечения муниципальной программы на создание в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2015 году определены в размере 1467,1 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 1027,0 тыс. руб., областного бюджета - 293,4 тыс. руб., местного бюджета - 146,7 тыс. руб.

Между Министерством образования Саратовской области и администрацией Петровского муниципального района Саратовской области в лице главы администрации Заигралова Ю.А. заключено соглашение 25/сз от 22 июня 2015 года о порядке предоставления в 2015 году субсидии из областного бюджета бюджету Петровского муниципального района на создание в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.

Приложением к данному соглашению предусмотрен перечень мероприятий по созданию в образовательных организациях, расположенных в сельской местности Петровского муниципального района, условий для занятий физической культурой и спортом: ремонт полов, стен, потолков; замена оконных блоков, ремонт системы отопления, замена дверей в МОШ села Озерки.

Согласно данному соглашению размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Петровского муниципального района, составляет 1300 тыс. руб., в том числе 1230 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 70 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Петровского муниципального района, составляет 13 тыс. руб.

Министерством образования Саратовской области в финансовое управление администрации муниципального района на проведение программных мероприятий перечислены средства субсидии в сумме 1300,4 тыс. руб.

Финансовым управлением администрации Петровского муниципального района в Управление образование администрации Петровского муниципального района перечислены средства субсидии в размере 1230 тыс. руб.

Управлением образования администрации Петровского муниципального района указанные средства субсидии перечислены на лицевой счет СОШ села Озерки.

По делу установлено, что проведена контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области плановой камеральная проверка в администрации Петровского муниципального района Саратовской области правомерности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Саратовской области за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года

Согласно акту проверки за счет субсидии, предоставленной из бюджета области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, СОШ села Озерки заключен 1 муниципальный контракт и 5 договоров на общую сумму 1313 тыс. руб., в частности муниципальный контракт от 27 августа 2015 года № 1 с ООО «Шумековский ДОК» на выполнение ремонтных работ раздевалки № 1, раздевалки № 2, кабинета и кабинета спортивного инвентаря на сумме 256 тыс. руб. и гражданско-правовой договор от 29 июля 2015 года № 4 с ООО «Шумейковский ДОК» на выполнение электромонтажных работ и работ по ремонту отопления спортивного зала на сумму 320,05 тыс. руб.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении изложенные обстоятельства повлекли привлечение СОШ села Озерки к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, поскольку Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 20 февраля 2015 года № 23-Пр, и приложением к Соглашению № 25/сз от 22 июня 2015 года не предусмотрено выполнение электромонтажных работ, а также ремонтных работ вспомогательных помещений - раздевалок №№ 1, 2 и кабинета спортивного инвентаря, тем самым СОШ села Озерки допущено нарушение статей 38, 162, пункта 3 статьи 219, статьи 306.1 БК РФ, пунктов 6 и 7 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом и условиях ее расходования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 05 августа 2014 года № 435-П, Перечня мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях Саратовской области, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом, утвержденного распоряжением Правительства Саратовской области от 20 февраля 2015 года № 23-Пр, пункта 1.1 и приложения к Соглашению № 25/сз от 22 июня 2015 года, а именно: нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 256 тыс. руб.

При рассмотрении жалобы СОШ села Озерки на постановление должностного лица от 25 марта 2016 года суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - СОШ села Озерки признаков события административного правонарушения, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ явилось основанием для отмены постановления административного органа и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

При этом судья указал, что, исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, электромонтажные работы входят в понятие ремонта спортивного зала, а оплата данных работ не свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств; наличие в спортивных залах снарядных и раздельных раздевальных является обязательным согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», их отсутствие приведет к нарушению функционального предназначения всего спортивного зала в целом, к невозможности его использования, в случае ремонта только основного помещений спортивного зала не будет достигнута цель государственной программы - создание условий для занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Заявитель в жалобе просит отменить решение судьи, которым отменено постановление по делу об административном правонарушении, однако статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких обстоятельств не установлено и в жалобе не приведено.

При таком положении оснований для отмены состоявшего по делу судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова