Дело № 21-45/2020 Судья Никитин А.И. Р Е Ш Е Н И Епо делу об административном правонарушении
28 января 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу заместителя начальника – начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике Каринкина А.А. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Корнилова Алексея Вячеславовича,
установил:
постановлением заместителя начальника – начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике Каринкина А.А. № 21002178 от 18 сентября 2019 года Корнилов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года вышеуказанное постановление отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, производство по делу прекращено, ФИО3 объявлено устное замечание.
Должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности, подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи.
Изучив представленные материала, проверив дело в полном объеме, заслушав выступление ФИО3 об оставлении решения судьи без изменения, представителей административного органа ФИО4 и ФИО5, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (далее - Правила), установлено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.
В соответствии с пунктом 56 Правил порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 143 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» установлено, что выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Из материалов дела следует, что 12 сентября 2019 года в 17 часов 30 минут в рамках проведения оперативно – профилактического мероприятия «Охранник» сотрудниками Центра лицензионно – разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республики выявлены нарушения правил оборота оружия ООО ЧОП <данные изъяты>» в здании частного образовательного учреждения <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>: - в нарушение пункта 143 Инструкции выдача оружия и и патронов к нему, пистолета <данные изъяты>№ и патронов калибра <данные изъяты> в количестве 18 штук осуществлена под роспись одного лица (охранника ФИО2), которым указанное оружие незаконно передано другому лицу (охраннику с обязанностями оперативного дежурного ФИО1); при этом установленный в соответствии с пунктом 56 Правил приказом руководителя ООО <данные изъяты>» от 9 сентября 2019 года порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи в комнате хранения оружия ООО <данные изъяты>» не обеспечен.
Изложенные обстоятельства послужили основанием привлечения охранника ООО <данные изъяты> с обязанностью оперативного дежурного ФИО3, на которого возложена обязанность по сохранности оружия, патронов и специальных средства, ведению учета и выдачи оружия, патронов и специальных средств в комнате для хранения оружия, к административной ответственности, установленной частью 1 сттаьи 20.8 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судья районного суда установил наличие в действиях ФИО3 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП.
Отменяя постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной постановлением заместителя начальника – начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике о привлечении ФИО3 к административной ответственности, выводы о малозначительности совершенного административного правонарушения судья районного суда мотивировал значительным размером административного штрафа, имущественным положением ФИО3 и данным о его личности, а также отсутствием имущественного ущерба.
Однако решение судьи районного суда законными признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, данные о личности и имущественном положении ФИО3 судьей районного суда неправомерно учтены в качестве обстоятельства, характеризующего малозначительность правонарушения.
Наступление неблагоприятных последствие не является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, поэтому отсутствие имущественного ущерба также не является обстоятельством, характеризующим малозначительном правонарушения.
Нарушение правил хранения и учета оружия и патронов к нему, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации,
Таким образом, положения статьи 2.9 КоАП РФ применены судьей районного суда в отсутствие на то достаточных оснований, что свидетельствует о том, что задачи, установленные статьей 24.1 КоАП РФ, выполнены не были, и судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ приведенные существенные нарушения процессуальных требований влекут отмену решения судьи.
Учитывая, что в настоящее время двухмесячный срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3 отменить, производство по делу прекратитьна основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названого Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ФИО6