ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-45/2014 от 05.02.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

  ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 г. Уфа РБ 05 февраля 2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

 при секретаре Салиховой Г.Г.,

 в отсутствие Туктарова Р.Я. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

 адвоката Туктарова И.Р. – защитника Туктарова Р.Я.,

 Саляхутдиновой Р.Ф - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, вынесшей постановление о наложении штрафа,

 извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения жалобы заказным судебным извещением от 20.01.2014г., согласно списку заказных почтовых отправлений от 21.01.2014г., от 22.01.2014г. (л.д.154,155,156),

 рассмотрев жалобу защитника Туктарова Р.Я. – адвоката Туктарова И.Р., действующего на основании ордера серии ... №... от 28.11.2013г., на решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28.08.2013г., которым:

 постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Саляхутдиновой Р.Ф. №... от 20.03.2013г. о признании ... Туктарова Р.Я. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

 У С Т А Н О В И Л А:

 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам рассмотрения материалов дела №... принято решение от 30.10.2012г. (в полном объеме решение изготовлено 09.11.2012г.) о признании ООО «...» (адрес) и Администрации ... (адрес) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с заключением дополнительного соглашения от 30.11.2011г. к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №... от 30.11.2011г.

 По результатам рассмотрения дела №... заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС) Саляхутдиновой Р.Ф. в отношении ... Туктарова Р.Я. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Составлен протокол об административном правонарушении №... от 07.03.2013г. (л.д.30-35).

 20.03.2013г. заместителем руководителя УФАС Саляхутдиновой Р.Ф. вынесено постановление №... о признании Туктарова Р.Я. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначении штрафа в размере 20000 руб. за заключение между ООО «...» (далее - Общество), в лице директора ФИО2., и Администрацией ... (далее – Администрация ...), в лице ... Туктарова Р.Я., дополнительного соглашения от 30.11.2011г. к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №... от 30.11.2011г., заключенного по результатам открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом сельского поселения, предназначенного для водоснабжения, в котором в нарушение конкурсной документации не было пункта, регулирующего сроки и порядок внесения платы.

 В соответствии с дополнительным соглашением от 30.11.2011г. к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №... от 30.11.2011г. Обществу были предоставлены преимущественные условия по оплате ... руб. за право заключения договора, а именно «установлено размер платы ... руб. за право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом вносить равными частями в течение 5 лет с 30.11.2011г. по 30.11.2016г. поквартально в безналичном порядке» (л.д.6-16).

 Решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28.08.2013г. по жалобе Туктарова Р.Я. постановление заместителя руководителя УФАС Саляхутдиновой Р.Ф. №... от 20.03.2013г. оставлено без изменения (л.д.144-145).

 Не соглашаясь с решением судьи Кировского районного суда г.Уфы от 20.03.2013г., защитник Туктарова Р.Я. – Туктаров И.Р. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указывая, что в постановлении, протоколе об административном правонарушении не указано, в чем выразилась согласованность действий Общества и Администрации ... и какие именно преимущества были предоставлены Обществу по сравнению с иными участниками рынка оказания услуг. По обращению главы Администрации ... ФИО3. прокуратурой ... района Республики Башкортостан проведена проверка. Согласно ответу заместителя прокурора ... района Республики Башкортостан ФИО4., в результате заключения дополнительного соглашения изменений предмета договора, размера оплаты, целевого назначения объекта и других существенных условий договора у сторон не произошло. По итогам проверки прокуратура пришла к выводу, что заключение дополнительного соглашения, не изменяющее существенных условий договора, не является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора (часть 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ). Данное обстоятельство проигнорировано как антимонопольной службой, так и судом. Прокуратура ... района Республики Башкортостан не извещалась о дате и времени рассмотрения жалобы судом. Во многих процессуальных документах неправильно указана должность Туктарова Р.Я.

 Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

 Часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

 Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также действия иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, государственных внебюджетных фондов.

 Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" к таким действиям относятся заключение соглашения между названными выше органами и организациями или совершение ими иных согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Эта статья устанавливает прямой запрет на такие действия, если они могут привести к следующим последствиям: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение которой вменено Туктарову Р.Я., запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 Как следует из материалов дела, 30.01.2013г. в рамках административного расследования по делу, возбужденному в отношении должностного лица Администрации ..., в порядке статьи 26.10 КоАП РФ была запрошена информация о должностном лице Администрации ..., в результате действий (бездействий) которого допущено вышеизложенное нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в рамках дела №...: копия приказа или иные документы о назначении на должность, контракт, должностной регламент, инструкция и т.д.; сведения об имущественном положении; справка о доходах (форма 2-НДФЛ); паспортные данные (дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места проживания, серия и номер паспорта, дата выдачи, кем выдано); ИНН; семейное положение, состав семьи, наличие иждивенцев (л.д.39-42).

 Администрацией ... во исполнение указанного определения информация представлена 14.02.2013г.

 Исходя из представленной Администрацией ... информации, должностным лицом Администрации ..., действия которого привели к вышеизложенному нарушению, является должностное лицо Администрации ... Туктаров Р.Я..

 Событие вменяемого административного правонарушения выражается в заключении между ООО «...», в лице директора ФИО6., и Администрацией ..., в лице ... Туктарова Р.Я., дополнительного соглашения от 30.11.2011г. к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №... от 30.11.2011г., согласно которому Обществу были предоставлены преимущественные условия по оплате за право заключения договора, а именно, «установлено размер платы .... за право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом вносить равными частями в течение 5 лет с 30.11.2011г. по 30.11.2016г. поквартально в безналичном порядке». Тем самым такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, поскольку хозяйствующим субъектам не было известно о возможности оплаты за право заключения договора безвозмездного пользования не единовременным платежом, а в рассрочку, иначе количество участников торгов могло быть больше, а участники, подавшие заявки, могли подать более высокие ценовые предложения.

 Заключение Туктаровым Р.Я. дополнительного соглашения от 30.11.2011г. к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №... от 30.11.2011г. подтверждено материалами дела и в жалобе не оспаривается.

 При предоставлении Администрацией ... Обществу преимущественных условий по оплате за право заключения договора Администрация ... должна была учитывать требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», касающиеся договорных правоотношений.

 Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами. Поддержка конкуренции закреплена в качестве одной из основных задач государства в устанавливающей основы конституционного строя Российской Федерации статье 8 Конституции Российской Федерации. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в государстве гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

 На основании статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ - отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в частности на ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 У должностного лица Туктарова Р.Я. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 Вывод должностного лица органа надзора, с которым обоснованно согласился судья первой инстанции, о доказанности вины ... Туктарова Р.Я. во вмененном правонарушении основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и доказательствах.

 Результаты проверки прокуратуры о том, что заключение дополнительного соглашения, не изменяющее существенных условий договора, не является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, не могут быть приняты, поскольку противоречат требованиям закона и материалам дела, и не влияют на правовую оценку действий лица.

 Юридическая оценка действиям Туктарова Р.Я. по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ дана правильная.

 Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 3 статьи 14.32 КоАП РФ.

 Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом и рассмотрения жалобы судьей первой инстанции соблюдены.  Протокол об административном правонарушении составлен, постановление вынесено органом надзора с участием Туктарова Р.Я.

 Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена с участием защитника Туктарова И.Р., в отсутствие Туктарова Р.Я., извещенного надлежащим образом, что не оспаривается.

 Доводы жалобы о технических ошибках в наименовании должности Туктарова Р.Я. не являются существенными процессуальными нарушениями и могут быть устранены в установленном порядке.

 Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л А:

 решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28.08.2013г. об оставлении без изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Саляхутдиновой Р.Ф. №... от 20.03.2013г. в отношении ... Туктарова Р.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

 Судья Верховного Суда

 Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка судья Капустин В.И.дело №...