ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-460 от 15.07.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Брант И.С. № 21-460

РЕШЕНИЕ

15 июля 2016 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В. Казанкиной города Петровска Саратовской области» на решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 25 мая 2016 года и постановление первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В. Казанкиной города Петровска Саратовской области»

установил:

постановлением первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В. Казанкиной города Петровска Саратовской области» (далее - ДЮСШ) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 9895 руб.

Решением судьи Петровского городского суда Саратовской области от 25 мая 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, директор ДЮСШ ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решения. В обоснование жалобы ссылается, что перечень работ согласовывался с министерством социального развития Саратовской области, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и финансовым управлением. Считает, что работы произведены, оборудование приобретено согласно соответствующим перечням.

ФИО1, защитник Макаров А.Н. поддержали доводы жалобы; ФИО2, ФИО3, являющиеся представителями контрольно-аналитического комитета Саратовской области, возражали по доводам жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Должностное лицо контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО4, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 38 БК РФ предусмотрено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на (основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статей 69.1, 78.1 БК РФ субсидии на иные цели бюджетным учреждениям могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 297, действовавшим до 01 января 2016 года, утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Согласно приложению № 6 к указанной государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов РФ, разработанные на основе примерной программы субъекта РФ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Согласно данным Правилам субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденной программы (плана) субъекта Российской Федерации, предусматривающей осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил.

Цели государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы предполагают формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико - социальной экспертизы.

Согласно Приложению № 3 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы «Перечень основных мероприятий» - одним из основных мероприятий является пункт 1.10 «Осуществление мероприятий по отработке формирования беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне субъектов РФ».

Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года № 644-П утверждена государственная программа Саратовской области - «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года», предусматривающая реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы социальной защиты граждан», ответственным исполнителем которой является Министерство социального развития Саратовской области.

Согласно пункту 34 Приложения № 3 государственной программы области в рамках реализации основного мероприятия указанной подпрограммы «Обустройство и адаптация зданий, сооружений и территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения» предусмотрено: дооборудование элементами доступности для инвалидов и других маломобильных
групп населения учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования,
культуры; обустройство с учетом нужд инвалидов и других маломобильных групп населения путей движения от остановок общественного транспорта до 5 социально значимых организаций.

Постановлением Правительства Саратовской области от 02 марта 2015 года № 88-П утвержден перечень расходных обязательств муниципальных образований области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов предоставляются субсидии из областного бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидии и их значений, в частности, пунктом 6 предусмотрено создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области на проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2015 года № 314-П, данная субсидия расходуется при условии осуществления за счет средств местного бюджета кассовых выплат в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального района области на проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном порядке.

Министром социального развития Саратовской области ФИО5 03 августа 2015 года утвержден План реализации мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года» подпрограммы «Развитие социальной защиты граждан».

Указанным планом по основному мероприятию 3.6 «Обустройство и адаптация в соответствии с требованиями действующих нормативов по доступности зданий, сооружений и территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения» предусмотрено по Петровскому муниципальному району финансирование обустройства и дооборудования входных групп в ДЮСШ: за счет средств федерального бюджета 700,0 тыс. руб., местного бюджета - 300,0 тыс. руб.; ожидаемые результаты - дооборудование элементами доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения одного учреждения спортивной направленности (обустройство входной группы).

Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 05 декабря 2013 года № 1438 утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка, социальное обслуживание и социализация граждан Петровского муниципального района» до 2020 года (с последующими изменениями), исполнителями которой являются Управление образования администрации Петровского муниципального района и Управление культуры и кино администрации Петровского муниципального района. В соответствии с изменениями, внесенными в данную программу, ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы - обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; задачи муниципальной программы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, проведение мероприятий, направленных на обустройство и приспособление данных объектов и услуг (путем ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг, изменения режима работы). Объемы финансового обеспечения муниципальной программы на проведение данных мероприятий в 2015 году определены в размере 1 666,6 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 1 166,6 тыс. руб., местного бюджета - 500 тыс. руб.

Между Министерством образования Саратовской области и администрацией Петровского муниципального района Саратовской области в лице главы администрации ФИО6 заключено соглашение № 9 от 28 августа 2015 года о порядке предоставления в 2015 году субсидии из областного бюджета бюджету Петровского муниципального района на софинансирование расходных обязательств Петровского муниципального района на проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно пункту 3 Соглашения № 9 от 28 августа 2015 года условиями предоставления субсидии является: наличие утвержденной в установленном порядке программы муниципального района; наличие в бюджете муниципального района бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального района, на финансирование которого предоставляется субсидия.

Муниципальный район обязуется выполнить условия предоставления субсидии, указанные в пункте 3 Соглашения, а также иные обязательства, установленные соглашением; обеспечить использование субсидии по целевому назначению.

Министерством социального развития Саратовской области в финансовое управление администрации Петровского муниципального района на проведение программных мероприятий перечислены средства субсидии в сумме 1 166,6 тыс. руб., что подтверждается платежным поручением № 429 от 01 сентября 2015 года.

Финансовым управлением администрации Петровского муниципального района в Управление образования администрации Петровского муниципального района перечислены федеральные средства субсидии в размере 700,02 тыс. руб. согласно расходному расписанию № 062/03013/004 от 04 сентября 2015 года.

Управлением образования администрации Петровского муниципального района указанные средства субсидии перечислены на лицевой счет ДЮСШ в соответствии с заявками на кассовый расход №12 от 03 ноября 2015 года - 344,91 тыс. руб., №13 от 05 ноября 2015 года - 355,11 тыс. руб.

Также Управлением образования администрации Петровского муниципального района на исполнение программных мероприятий на лицевой счет ДЮСШ зачислены средства местного бюджета в размере 300,0 тыс. руб. (платежные поручения № 26173 от 04 декабря 2015 года на 292,82 тыс. руб., № 26175 от 04 декабря 2015 года на 7,18 тыс. руб.).

По делу установлено, что при проведении контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области плановой камеральной проверки в администрации Петровского муниципального района Саратовской области правомерности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Саратовской области за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, установлено, что средства субсидии, предоставленной из бюджета Саратовской области на проведение мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в сумме 197, 90 тыс. руб. использованы ДЮСШ не по целевому назначению, а именно: на ремонт санузла, приобретение оборудования.

Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 04 марта 2016 года.

Так, в рамках реализации программы «Доступная среда» за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета области и местного бюджета, ДЮСШ заключен 1 муниципальный контракт и 3 договора на общую сумму 1000,02 тыс. руб. (за счет средств субсидии - 700,02 тыс. руб., местного бюджета - 300,0 тыс. руб.).

ДЮСШ на основании договора №3 от 13 июля 2015 года, заключенного с обществом ограниченной ответственностью «Шумейсковский ДОК», произведен ремонт санузла, установка поручней и пандусов на сумму 344,91 тыс. руб. При этом выполненные в рамках данного договора работы по ремонту санузла на сумму 148,38 тыс. руб. не относятся к реализации мероприятия целевой программы «Доступная среда» - «обустройство и дооборудование входных групп», определенному планом, утвержденным министром социального развития ФИО5

06 ноября 2015 года ДЮСШ произвело оплату указанных работ за счет средств, выделенных в рамках целевой программы «Доступная среда», муниципальной программы, что подтверждается платежным поручением от 06 ноября 2015 года № 24454 на сумму 344,91 тыс. руб.

Также в рамках муниципального контракта от 31 августа 2015 года № 0360300051915000001-0099019-01, заключенного с ИП ФИО7, произведены расходы на приобретение оборудования на сумму 10,61 тыс. руб.: мяч баскетбольный звуковой - 2 шт., мяч футбольный звуковой - 2 шт., шашки для незрячих - 1 шт., шахматы для незрячих - 1 шт.; по договору от 20 октября 2015 года № 79, заключенному с ИП ФИО7 на поставку оборудования на сумму 68,32 тыс. руб., произведены расходы на приобретение оборудования на сумму 38,91 тыс. руб.: стенд информационный 6 карманов - 1 шт., стенд информационный 8 карманов - 1 шт., персональный компьютер ноутбук - 1 шт., также не относящиеся к указанному мероприятию (платежные поручения № 24439 от 06 ноября 2015 года, № 26338 от 07 декабря 2015 года, № 26339 от 07 декабря 2015 года, № 26341 от 07 декабря 2015 года, № 26340 от 07 декабря 2015 года).

Таким образом, в нарушение статей 38, 162, пункта 3 статьи 219, статьи 306.1 БК РФ, пунктов 6 и 7 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области на поведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2015 года № 314-П, перечня основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 297, пунктов 1, 10 Соглашения № 9 от 28 августа 2015 года, утвержденного министром социального развития области 03 августа 2015 года «Плана реализации мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года» подпрограммы «Развитие социальной защиты граждан», в 2015 году за счет средств субсидии из областного бюджета проведена оплата выполненных работ, приобретения оборудования в рамках муниципального контракта от 31 августа 2015 года № 0360300051915000001-0099019-01, по договорам от 13 июля 2015 года № 3 и от 20 октября 2015 года № 79, в результате чего ДЮСШ допущено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 197,9 тыс.руб.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, содержащихся в материалах дела, которые получили оценку судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При этом факт производства вышеуказанных работ, приобретение оборудования за счет средств субсидий из областного бюджета не оспаривается.

При таких обстоятельствах должностным лицом и судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ДЮСШ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что производство данных работ и приобретение оборудование предусмотрены перечнями муниципальной программы, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Так, целью подпрограммы 3 «Развитие системы социальной защиты граждан» является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Саратовской области. Одним из основных мероприятий подпрограммы является дооборудование элементами доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры.

Принимая изложенное во внимание, не нахожу оснований полагать, что произведенные ДЮСШ работы по ремонту санузла направлены на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объекту в сфере образования. Доказательств обратному не представлено.

Утверждение автора жалобы о том, что проведение работ было согласовано с министерством образования Саратовской области, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и финансовым управлением не может послужить основанием для освобождения ДЮСШ от административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения. Доказательств того, что ДЮСШ приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований бюджетного законодательства, в материалы дела не представлены.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на неверное толкование закона, переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки которых не нахожу.

Решение о привлечении ДЮСШ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено ДЮСШ в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таком положении оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года и решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В. Казанкиной города Петровска Саратовской области» оставить без изменения, жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В. Казанкиной города Петровска Саратовской области» - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова