Судья: Гурова Г.Н. № 21-460/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 26 мая 2015 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление ИФНС по Октябрьскому району г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г. Самары постановлено указанное выше решение.
В жалобе директор ООО <данные изъяты>» ФИО1 просит отменить решение суда в вынесением по делу нового судебного акта, ссылаясь на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, а также допущенные при проведении проверки юридического лица нарушения.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Аракелову Е.В. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ИФНС по Октябрьскому району г.Самары ФИО2, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов для должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денег - неоприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Субъектами правонарушения являются должностные лица - руководитель организации, предприниматель без образования юридического лица, а также юридические лица - организации. При этом, за неоприходование денежной наличности кассир несет полную материальную ответственность, но к административной ответственности за данное правонарушение не привлекается, поскольку не является должностным лицом. Субъективная сторона может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Пунктами 4.1, 4.6 и 5 Указания Банка России от 11.03.2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" установлено, что кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель). Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки соблюдения ООО «<данные изъяты>» положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", полноты учета наличных денежных средств и порядка ведения кассовых операций, установлено, что в ресторане «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, в операционной кассе организации находятся наличные денежные средства в сумме 2 900 рублей, на начало рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ в операционной кассе находились наличные денежные средства в сумме 600 рублей. Таким образом, выручка организации наличными денежными средствами составила 2 300 рублей. Согласно суточному отчету без гашения № от ДД.ММ.ГГГГ ККТ ШТРИХ-ФР-К, заводской №, на 13 часов 51 минуту выручка организации наличными денежными средствами составила 2 044 рублей. Излишек наличных денежных средств в сумме 256 рублей составляет выручку, полученную без применения ККТ. Согласно кассовой книге ДД.ММ.ГГГГ организацией оприходован в кассу организации излишек наличных денежных средств в сумме 235 рублей с формулировкой «чаевые за хорошую работу», то есть выявленный в ходе проверки излишек денежных средств кассы в сумме 256 рублей оприходован в кассу организации не в полном объеме. Также организацией приняты от клиента ресторана в качестве оплаты за услуги наличные денежные средства в сумме 3 360 рублей, взамен выдан чек без номера на указанную сумму, при этом сами денежные средства в кассу организации не оприходованы. Выявленные нарушения зафиксированы в соответствующем Акте проверки, составленном ДД.ММ.ГГГГ за №
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Административным органом установлено и подтверждено в суде первой инстанции, что ФИО1, являясь директором ООО «<данные изъяты>», не принял соответствующих и достаточных мер для недопущения правонарушения.
При таких обстоятельствах действия ФИО1 налоговым органом и судом первой инстанции правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, Актами проверки, обжалуемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, а также иными материалами дела.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе ФИО1 относительно отсутствия в его действиях состава вмененного административного правонарушения были подробнейшим образом проанализированы судом первой инстанции в обжалуемом решении в соответствии с изложенными в первоначальной жалобе доводами.
Доводы жалобы о том, что выявленные в ходе проверки в качестве излишка денежные средства не подлежат обязательному оприходованию в кассу организации, так как являются чаевыми, а не расчетом за оказанные услуги или приобретенный товар, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку сам факт нахождения такой суммы в кассе организации без надлежащего оформления является грубым нарушением кассовой дисциплины, свидетельствующим о наличии в действиях субъекта состава вмененного административного правонарушения.
Иные доводы, на которые ссылается ФИО1 в своей жалобе, в том числе и относительно привлечения его к ответственности дважды за одно правонарушение, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом и судом, с выводами которых апелляционная инстанция склонна согласиться.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановлений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для отмены состоявшихся по делу решений с прекращением производства по делу, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в минимальном размере, оснований для изменения вида наказания или для снижения наказания, не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья