№ 21-461/2022
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретарях Мустафиной А.В., Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г.Д.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 июня 2022 года, вынесенное по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 18 марта 2022 года № общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее - ООО «Оренбург Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 февраля 2022 года № общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 февраля 2022 года № общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 марта 2022 года № общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Одновременно должностным лицом административного органа по указанным фактам были вынесены представления об устранении причин и условий совершения административных правонарушений.
Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями должностного лица, общество обратилось с жалобами в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
С учетом положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ определением судьи районного суда от 27 апреля 2022 года производства по указанным жалобам были объединены в одно производство.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 июня 2022 года постановление должностного лица от 18 марта 2022 года №, которым общество признано виновным по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отменено, производство по делу об административном правонарушении в указанной части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Отменено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 18 марта 2022 года №. Постановления должностного лица от 25 февраля 2022 года №, №, от 24 марта 2022 года № года изменены в части назначенного административного наказания. С применением положений ч. 2 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. В остальной части указанные постановления должностного лица оставлены без изменения. Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 25 февраля 2021 года №, №, от 24 марта 2022 года № оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность. В возражениях общество находит обжалуемый акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
В судебное заседание, состоявшееся 14 сентября 2022 года, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
В судебном заседании приняла участие ФИО1 - защитник общества по доверенности, возражавшая против доводов жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения от 24 января 2022 года № проведена внеплановая проверка ООО «Оренбург Водоканал», по результатам которой общество было привлечено постановлениями должностного лица указанного органа к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ. Одновременно, установив причины административных правонарушений и условия, способствовавшие их совершению, в отношении общества должностное лицо, руководствуясь ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, внесло представления.
Проверяя законность и обоснованность постановлений о привлечении ООО «Оренбург Водокангал» к административной ответственности по названным нормам, судья районного суда согласился с квалификацией действий общества по ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ, указав, что наличие составов данных деяний подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. В отношении обжалуемых представлений судья пришел к выводу о том, что их содержание позволяет однозначно установить, что данные акты приняты исключительно в связи и в рамках административного производства, возбужденного в отношении общества по ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ, в порядке, установленном ст. 29.13 КоАП РФ. Направление указанных представлений в адрес юридического лица обусловлено непосредственной связью с деяниями, совершенными обществом.
Прекращая производство по делу по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, судья установил: общество владеет объектом негативного воздействия на окружающую среду - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал», который поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: *** и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории; приказом от 25 мая 2021 года № обществом утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04-2021 (четвертая версия), изменивший технологический процесс (исключены из эксплуатации источники 0308, 0309, 0317, введен в эксплуатацию источник 0327), разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по состоянию на 11 февраля 2022 года не получено; основанием для привлечения ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности по этой норме послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что общество допустило выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на названных очистных сооружениях в период с 28 октября 2021 года по 11 февраля 2022 года в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и действующего специального разрешения.
Судья пришел к следующим выводам: изменение технологического процесса производства произошло 25 мая 2021 года и на день привлечения общества к административной ответственности событие административного правонарушения отсутствовало, поскольку у юридического лица имелось действующее разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, выданное 08 ноября 2019 года, сроком действия до 07 ноября 2025 года, обязанность по его переоформлению (получению комплексного экологического разрешения) не наступила; у общества с 25 мая 2021 года по 25 мая 2022 года имелся срок, в течение которого юридическое лицо могло провести корректировку данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем решение судьи вынесено без учета следующих обстоятельств.
Согласно реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, южнее п. Южный Урал на расстоянии 2,5 км расположен объект общества - иловые площадки, входящий в состав объекта негативного воздействия на окружающую среду «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал».
В 2019 году для ОСК ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года №, выданное Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на срок с 08 ноября 2019 года по 07 ноября 2025 года с валовым выбросом 161,46842 т/год - в 2019 году, 160,41272 т/год - в 2020-2025 годах.
Нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 2020 год учтен вывод из эксплуатации приемной камеры (источник 6301), песколовок (источник 6302) и здания мелкопрозорных решеток (источник 0302), ввод в эксплуатацию источника 0327 (газоочистная установка). Указанные источники учтены в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года №.
Приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 25 мая 2021 года № утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04-2021 (четвертая версия) (введен в действие с даты утверждения), согласно которому исключена стадия термофильного сбраживания в метантенках и внедрена дезинвазия осадка овицидным препаратом «Тиазон». Приостановлена работа метантенков № 1 и № 2, насосной при метантенках.
Изложенное означает, что технологический процесс на очистных сооружениях ООО «Оренбург Водоканал» с 26 мая 2021 года изменен в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308 (метантенки), 0309 (метантенки), 0317 (насосная при метантенках). Исключение данных источников их технологического процесса не предусмотрено проектом ПДВ и не учтено в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года №.
Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п. 42 Порядка, в том числе при изменении технологического процесса.
Согласно п. 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в п. 42 Порядка. В рассматриваемом случае - с 25 мая 2021 года.
Органу государственного экологического контроля (надзора) обществом представлен актуализированный отчет по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов I категории НВОС очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденный генеральным директором юридического лица 25 августа 2021 года.
Вместе с тем судьей указанному актуализированному отчету по инвентаризации не была дана правовая оценка.
Судьей оставлено без внимания то обстоятельство, что в актуализированном отчете отражены изменения технологического процесса в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308, 0309, 0317, отчет утвержден соответствующим приказом руководителя общества. Судьей не проверен вывод должностного лица о том, что утверждение актуализированного отчета свидетельствует о проведении обществом корректировки данных инвентаризации выбросов в порядке п. 42 Порядка, а потому у юридического лица с 25 августа 2021 года возникла обязанность разработки проекта нормативов допустимых выбросов и получения разрешения на выбросы в разумные сроки. Проведение корректировки данных инвентаризации влечет истечение годичного срока, предусмотренного п. 45 Порядка.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, невыяснение указанного обстоятельства влечет нарушение предусмотренного КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (ст. 24.1 КоАП РФ).
Кроме того, принимая по делу означенное выше решение, судья районного суда оставил без внимания установленные КоАП РФ общие правила назначения административного наказания.
С 06 апреля 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в ст. 4.4 КоАП РФ, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу ст. 1.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, дополненной Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные ч. 2 - ч. 4 этой статьи.
В рассматриваемом деле в рамках одной проверки выявлено четыре административных правонарушения. Изучение материалов дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Оренбург Водоканал» не позволяет утверждать о совершении обществом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, поскольку вмененные составы являются самостоятельными и влекут назначение административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.
Таким образом, применение правил ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в рассматриваемой правовой ситуации не является корректным.
Такое разрешение этого дела нельзя признать отвечающим установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку указанные нарушения являются существенными, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 июня 2022 года, вынесенное по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении общества не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Оренбурга.
Довод общества о том, что корректировка проводилась арифметическим способом, посредством исключения из перечня источников, выведенных из эксплуатации, и за вычетом количества выбросов вредных веществ от данных источников от общего объема выбросов, без проведения инструментальных измерений, а потому на дату выявления вмененного правонарушения у юридического лица не истек годичный срок, предусмотренный п. 45 Порядка на корректировку данных инвентаризации выбросов, подлежит оценке при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г.Д.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 июня 2022 года, вынесенное по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал», отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская