ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-464 от 18.10.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

дело № 21–464 судья Макарова И.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г.Мурманск

18 октября 2019 года

Судья Мурманского областного суда Мартынов Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гречаной С.С. в интересах ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 23 июля 2019 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск № * от 22.05.2019 должностное лицо – генеральный директор ООО «З» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 23.07.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Гречаной С.С. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФИО1 - Гречаная С.С. просит постановление административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Указывает, что с _ _ к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приступил региональный оператор, в функции которого входит подбор мусора при погрузочных мероприятиях.

Приводит доводы о том, что Правилами благоустройства не установлено, какой уровень (объем) накопившегося снега является допустимым в районах Крайнего Севера, кроме того указанными правилами, не предусмотрена обязанность расчистки элементов зеленых насаждений от выпавшего снега до газона, очистки проезда под скребок.

Обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства образования снежно-ледяных образований в результате виновных действий (бездействий) управляющей компании, а также того, что их складирование произведено в результате уборочных работ.

Отмечает, что снежно-ледяные образования подлежали вывозу в ходе дальнейшей уборки придомовой территории, однако ввиду непродолжительного времени проведения административным органом проверки, указанные обстоятельства не были зафиксированы.

Считает, что назначенное наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.

Полагает необходимым переквалифицировать содеянное на п.1 ч.2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях», назначив наказание в виде предупреждения.

В судебное заседание не явились должностное лицо ФИО1, его защитник Гречаная С.С. и представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.25.15 КоАП РФ, в связи с чем, руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Согласно ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Пунктом 2 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее - Закон № 401-01-ЗМО) установлена административная ответственность за повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению РФ, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного п.1 данной статьи.

Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (примечание к ст.2 Закона № 401-01-ЗМО).

Решением Совета депутатов г.Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г.Мурманск (далее – Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования, определяют порядок уборки и содержания территории, объектов благоустройства на территории поселения.

Согласно п.2.59 Правил благоустройства придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Пунктом 2.89 Правил благоустройства закреплено, что уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, трупов погибших (павших) животных, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места.

В соответствии с п.10.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

В соответствии с п.10.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами ....

В силу п.10.2.3.10 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами г.Мурманска.

Пунктом 10.2.5.1 Правил благоустройства установлено, что в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров.

В соответствии с п.10.2.5.17 Правил благоустройства все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны быть очищены от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаны песком.

Пунктом 10.2.5.19 Правил благоустройства предусмотрено, что при производстве уборки в осенне-зимний период запрещается складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, в незамерзающих водоемах и на ледяном покрове акваторий водных объектов, а также в смотровых колодцах; складирование снега на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям; сдвигание снега к стенам зданий, сооружений; перемещение снега на проезжую часть и тротуары; складирование снега вне специально отведенных мест; складирование снега на территориях площадок, в том числе детских, спортивных, хозяйственных, а также у трансформаторных подстанций, газораспределительных установок.

В соответствии с п.10.2.5.15 Правил благоустройства для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи.

Согласно п.10.2.6.2 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов.

В силу п.10.2.7.3 Правил благоустройства сбор отходов от многоквартирных домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры.

Пунктом 10.2.7.6 Правил благоустройства предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч.2.3 ст.161 ЖК РФ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что _ _ сотрудниками управления Октябрьского административного округа администрации г.Мурманска при обследовании территории округа на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный дом ..., выявлено, что твердые коммунальные отходы складированы не в контейнер, отсутствует подбор мусора, прилегающие территории захламлены отходами, придомовая территория многоквартирного дома не очищена от снега под скребок, кровля и конструктивные элементы фасада (козырьки входных групп) не очищены от снега.

По результатам обследования составлен акт от _ _ * с приложением план - схемы и фото и видеоматериалов.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «З», генеральным директором которого является ФИО1, в обязанности которого входит организация исполнения Обществом, как управляющей организацией, Правил благоустройства территории муниципального образования г.Мурманск.

Указанное бездействие, выразившееся в неисполнении требований п.п.2.59, 2.89, 10.1.3, 10.2.1, 10.2.3.10, 10.2.5.1, 10.2.5.17, 10.2.5.19, 10.2.5.15, 10.2.6.2, 10.2.7.3, 10.2.7.6 Правил благоустройства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.2 Закона № 401-01-ЗМО.

Вместе с тем, учитывая, что данное правонарушение совершено ФИО1 в течение года со дня вступления в законную силу постановлений административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманска от 13.06.2018 (вступило в законную силу 30.11.2018), от 25.07.2018 (вступило в законную силу 13.12.2018), от 08.08.2018 (вступило в законную силу 02.11.2018) которыми он привлечен к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, то его бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.2 Закона № 401-01-ЗМО.

Ввиду изложенного доводы жалобы о необходимости переквалификации допущенного ФИО1 правонарушения на п.1 ст.2 Закона № 401-01-ЗМО являются несостоятельными.

Выводы административного органа и судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в обжалуемых актах, оценка которым дана по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, пунктом 10.2.5.17 Правил благоустройства предусмотрено, что все участки с асфальтовым покрытием должны быть очищены от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаны песком.

Зона ответственности регионального оператора по обращению с ТКО ограничена контейнерными площадками, в его обязанности, вопреки доводам жалобы, не входит подбор мусора на всей территории многоквартирного дома.

Иные доводы жалобы выводы административного органа и судьи о виновности должностного лица ФИО1 во вмененном ему административном правонарушении не опровергают.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, ФИО1, как руководитель управляющей организации, обязан принимать меры для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в том числе соблюдения Правил благоустройства, для достижения целей уставной деятельности юридического лица и выполнения, принятых на себя по договору управления обязательств.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом административной юрисдикции в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ФИО1 в виде административного штрафа отвечает требованиям закона и является справедливым, его вид и размер мотивированы. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены при его назначении, не имеется. Законные основания для смягчения наказания отсутствуют.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления административного органа и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 23 июля 2019 года и постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск № * от 22 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.2 ст.2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях», в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Гречаной С.С. - без удовлетворения.

Судья Н.Л. Мартынов