Судья Мягкова Н.В. Дело № 21-464/2021
РЕШЕНИЕ
4 августа 2021 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Камень-на-Оби, Каменского, Крутихинского, Баевского и Тюменцевского районов Межмуниципального Каменского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО1 на решение судьи Каменского городского суда от 3 июня 2021 года по делу по жалобе ФИО2 на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Камень-на-Оби, Каменского, Крутихинского, Баевского и Тюменцевского районов Межмуниципального Каменского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО1 от 16 марта 2021 года, которым
ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 5 ноября 2020 года № 50, составленному заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Камень-на-Оби, Каменского, Крутихинского районов Межмуниципального Каменского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО3, в ходе внеплановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении ФИО2 22 - 23 октября 2020 года, установлено, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровыми номером *** площадью 857 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель «земли населенных пунктов» с установленным видом разрешенного использования «под жилую застройку индивидуальную». На обследуемом земельном участке зарегистрирован незавершенный строительством жилой дом с кадастровым номером ***, принадлежащий на праве собственности ФИО2, которая использует указанный земельный участок. При визуальном осмотре земельного участка установлено, что в хозяйственной постройке осуществляется деятельность, связанная с содержанием и разведением сельскохозяйственных животных (одиннадцати свиней). Данные действия квалифицированы по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено указанное выше постановление, не согласившись с которым, ФИО2 обратилась с жалобой в городской суд, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также на то, что извещение о времени и месте рассмотрения дела она не получала, установленные законом права ей не разъяснялись.
Решением судьи Каменского городского суда от 3 июня 2021 года постановление отменено, дело возвращено должностному лицу на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, главный государственный инспектор по использованию и охране земель г. Камень-на-Оби, Каменского, Крутихинского, Баевского и Тюменцевского районов Межмуниципального Каменского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что указанный земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки, где в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Камень-на-Оби Алтайского края не предусмотрена возможность содержания сельскохозяйственных животных. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 42-П в данном случае не применимо, поскольку в нем приведена ситуация, когда вспомогательный вид разрешенного использования участка предполагал содержание сельскохозяйственных животных.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело на новое рассмотрение, судья исходил из того, что должностным лицом не были исследованы и не получили оценку имеющие правовое значение обстоятельства, связанные с вопросом применения положений Правил землепользования и застройки г. Камень-на-Оби Алтайского края, не установлено, соблюдены ли условия, при наличии которых применение вспомогательных видов разрешенного использования являлось бы допустимым.
При этом в должной мере не учтены следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24 декабря 2013 года N 2153-О, от 24 марта 2015 года N 671-О, от 23 июня 2015 года N 1453-О и от 28 февраля 2017 года N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28 сентября 2017 года N 1919-О, от 27 сентября 2018 N 2347-О).
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил выявленный 23 октября 2020 года должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в рамках внеплановой, документарной и выездной проверки факт использования названным лицом земельного участка с кадастровым номером 22:68:010631:57, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категорией земли - земли населенных пунктов, не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно: для содержания и разведения сельскохозяйственных животных (одиннадцати свиней).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок предоставлен в пользование на основании договора аренды земельного участка от 21 июня 2012 года № 129.
В ходе административного обследования установлено, что данный земельный участок фактически используется ФИО2, которая на основании договора купли-продажи от 9 июля 2019 года купила незавершенный строительном жилой дом по адресу: <...>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 22:68:010631:57.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ответу администрации Каменского района по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре от 23 октября 2020 года № 1022/01-30 земельный участок, расположенный по адресу: <...>, находится в зоне малоэтажной застройки (101).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденными решением Каменской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 38, основным видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в зоне малоэтажной застройки является малоэтажная жилая застройка, блокированная жилая застройка, условно разрешенным видом использования - среднеэтажная жилая застройка, обслуживание жилой застройки, религиозное использование, обеспечение внутреннего правопорядка, вспомогательным видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, общее пользование территории.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, к виду разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (2.1) относится размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Таким образом, ни основной, ни условно разрешенный, ни вспомогательный виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают возможность содержания сельскохозяйственных животных на землях, находящихся в зоне малоэтажной застройки.
При этом возможность возведения на таких землях хозяйственных построек, подсобных, вспомогательных сооружений не свидетельствует об обратном.
Что касается правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 октября 2020 года № 42-П, согласно которой ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, то она в данном случае не применима, поскольку закрепленные в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают возможность содержания сельскохозяйственных животных на землях, находящихся в зоне малоэтажной застройки.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» сельскохозяйственные животные – это животные, используемые для производства животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции скот, ценные пушные звери, кролики, птица, пчелы.
В соответствии с пунктом 2.1.5 ГОСТ Р 56694-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Возобновляемые источники сырья. Сельскохозяйственные ресурсы. Термины и определения, утвержденных приказом Росстандарта от 11 ноября 2015 года № 1755-ст, сельскохозяйственное животное – это домашнее животное, содержащееся человеком с целью получения продуктов питания, сырья для производства промышленной продукции (в том числе пищевой, медицинской, кормовой, технической, текстильной и др.), а также выполняющее транспортные и рабочие функции.
Правилами содержания домашних животных и птиц на территории г.Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденными решением Каменской городской думы Алтайского края от 29 апреля 2008 года № 63 также предусмотрено, что к сельскохозяйственным животным относятся, в том числе свиньи.
В силу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вместе с тем при пересмотре постановления должностного лица в городском суде данные требования в полной мере не соблюдены, суждение о том, что должностным лицом не были исследованы и не получили оценку имеющие правовое значение обстоятельства, является преждевременным и не основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, дело об административном правонарушении, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Каменского городского суда Алтайского края.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Каменского городского суда от 3 июня 2021 года отменить.
Дело по жалобе ФИО2 на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Камень-на-Оби, Каменского, Крутихинского, Баевского и Тюменцевского районов Межмуниципального Каменского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО1 от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, возвратить на новое рассмотрение судье Каменского городского суда Алтайского края.
Судья А.А. Скляр