Судья: Кузнецова И.И. дело № 21-466/2018
РЕШЕНИЕ
г. Самара 12 апреля 2018 года
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 1 марта 2018 года, которым
постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 № 63/12-3-17-И/421/4/34 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», - оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 № 63/12-3-17-И/421/4/34 от 31.10.2017 года юридическое лицо МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановление, директор МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Самары, которым 1 марта 2018 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поданной в Самарский областной суд, директор МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1 просит отменить состоявшиеся решения и прекратить производство по делу, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам.
Проверив представленные материалы дела, выслушав доводы представителей МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО3, ФИО4 в поддержание жалобы, возражения представителя Государственной инспекции труда по Самарской области ФИО2, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.
Статьей 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии со ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, п. 3 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 октября 2008 года N 543н.
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных трудовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными ФЗ.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Объектом данного правонарушения является право работника на охрану труда в рамках трудовых правоотношений. Объективной стороной выступает действия (бездействие) по соблюдению требований трудового законодательства в части охраны труда. Материалами дела установлено, что государственным инспектором труда в Самарской области на основании распоряжения № 63/12317-И от 21.12.2017 года в отношении МП г.о. Самара «ТТУ» проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства по обращению от 18.12.2017 года, поступившему от работника МП г.о.Самара «ТТУ» - водителя трамвая Северного трамвайного депо Б. В ходе проверки выявлено, что работодатель не обеспечил водителя трамвая Б. зимой дополнительно средствами индивидуальной защиты от пониженных температур, а именно: курткой на утепляющей прокладке, брюками на утепляющей прокладке, жилетом сигнальным 2-го класса защиты, сапогами кожаными утепленными. В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде и охране труда РФ в отношении МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», начальником отдела Государственной инспекцией труда в Самарской области ФИО2 30 января 2018 года составлен протокол № 63/12-3-17-И/421/4/6 об административном правонарушении по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ. Постановлением начальника отдела Государственной инспекцией труда в Самарской области ФИО2 № 63/12-3-17-И/421/4/34 от 31 января 2018 года юридическое лицо МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей за нарушение требований трудового законодательства. Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица - МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Привлекая МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, начальник отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 пришла к правильному выводу о нарушении указанным должностным лицом законодательства о труде, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников. При этом, судом первой инстанции первоначальная жалоба была тщательно рассмотрена по существу с оценкой всех представленных сторонами доказательств, а иные доводы настоящей жалобы в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения судьи, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Обсуждая вопрос об административном наказании, судья апелляционной инстанции отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что наказание МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств. Оснований для отмены состоявшихся по делу решений, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 КоАП РФ,Р Е Ш И Л:Решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 1 марта 2018 года и постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 № 63/12-3-17-И/421/4/34 от 31.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», - оставить без изменения, жалобу директора ФИО1 - без удовлетворения. Судья Самарского областного суда подписьКопия верна.
Судья