дело № 21- 467 судья – Шуминова Н.В. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск | 4 октября 2021 г. |
Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу, - начальника ИФНС России по г. Мурманску ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника ИФНС России по г. Мурманску № 51902112700145600003 от 21 июня 2021 г. должностное лицо – заместитель генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Гурмания» (далее – ООО «Гурмания», Общество) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 г. постановление должностного лица административного органа от 21 июня 2021 г. отменено, дело об административном правонарушении возвращено в административный орган на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с имеющимися существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, начальник ИФНС России по г. Мурманску ФИО1 просит решение судьи отменить, а постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с выводами судьи районного суда о допущенных должностным лицом нарушениях требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что в материалах дела имеются все необходимые сведения в отношении работников Общества, позволяющие установить их правовой статус, а также о надлежащем извещении ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Ссылаясь на обстоятельства и материалы дела, утверждает, что именно заместитель генерального директора ООО «Гурмания» ФИО2 является субъектом вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание не явились ФИО2 и должностное лицо административного органа, подавшего жалобу, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного органа ФИО3, поддержавшую жалобу, защитника ФИО2 адвоката по ордеру ФИО4, полагавшего решение судьи законным и обоснованным, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьями 1, 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7,8 и 11 указанного закона.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включено.
Как следует из материалов дела, ООО «Гурмания» в 2019 году заключены трудовые договора с А Н.Д., Р Ш.В., У Н.К., К У., Т М.О., Х Н.С., П Н.П., Ш К.Ш., М Д.Х., являющимися гражданами иностранных государств.
По условиям трудовых договоров заработная плата выплачивается работникам в соответствии с положением об оплате труда, производится путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя.
15 августа 2019 г. ООО «Гурмания» на основании платежной ведомости №35 и расходного кассового ордера №142 произвело выплату указанным иностранным гражданам заработной платы за июль 2019 года в наличной денежной форме через кассу Общества в сумме 38 054 рубля 69 копеек.
Согласно информации, представленной Управлением по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области, граждане иностранных государств - А Н.Д., Р Ш.В., У Н.К., К У., Т М.О., Х Н.С., М Д.Х., за период с 01 января по 31 декабря 2019 года видом на жительство на территории Российской Федерации не документировалась. На основании решения УМВД России по Мурманской области от 22 октября 2019 г. П Н.П. выдан вид на жительство на территории Российской Федерации.
На основании трудового договора и приказа №21-П от 01 июля 2016 г. ФИО2 принята на работу в ООО «Гурмания» на должность заместителя генерального директора.
Согласно должностной инструкции, являющейся приложением №1 к указанному трудовому договору, ФИО2 осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, а также обеспечивает своевременное предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля.
Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения 21 июня 2021 г. уполномоченным должностным лицом административного органа постановления №51902112700145600003 о привлечении заместителя генерального директора ООО «Гурмания» ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность указанного постановления о назначении административного наказания, установив, что имеются существенные процессуальные нарушения, допущенные административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившиеся в ненадлежащем извещении ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе касающиеся лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, обстоятельств выплат заработной платы, произведенных управляющим ФИО5, и приняв во внимание, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судья районного суда отменил постановление по делу об административном правонарушении и возвратил дело на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья надлежащим образом мотивировал свои выводы, изложенные в обжалуемом решении.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют основания для направления дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО2 данного дела об административном правонарушении, имели место 15 августа 2019 г. Следовательно, срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по рассматриваемому делу истек 15 августа 2021 г. Постановление ИФНС по г.Мурманску от 21.06.2021 г. о назначении ФИО2 административного наказания решением судьи районного суда было отменено. На момент рассмотрения в областном суде жалобы должностного лица органа административной юрисдикции срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом того, что на момент рассмотрения в Мурманском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 г. подлежит отмене. Также подлежит отмене постановление должностного лица о назначении ФИО2 административного наказания, которое ранее было отменено решением судьи районного суда, поскольку иное ухудшало бы положение названного лица.
Таким образом, в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление ИФНС России по г. Мурманску № 51902112700145600003 от 21 июня 2021 г., решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 г., вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Гурмания» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Мурманского областного суда И.А. Федорова