Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Сухарева С.А. Дело № 21-467/10
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2010 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Хоролич Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 23 августа 2010 года по делу по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО) ФИО2 от 12 мая 2010 года, которым
ФИО1,
был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.,
У С Т А Н О В И Л :
согласно протоколу об административном правонарушении № 04-02/10-69 от 28 апреля 2010 года, составленному специалистом 1 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Россфинмониторинга по СФО) ФИО3, установлено, что ООО 11 сентября 2009 года было зарегистрировано Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю как вновь созданное юридическое лицо, оказывающее посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости. ООО ФИО1 документы для постановки организации на учет представил в МРУ Россфинмониторинга по СФО 29 марта 2010 года, Правила внутреннего контроля утвердил 15 марта 2010 года, представил в МРУ Россфинмониторинга по СФО 29 марта 2010 года, чем нарушил сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», Постановлением Правительства от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Действия ФИО1 квалифицированы по ст. 15.27 КоАП РФ.
По делу принято вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением, ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, ссылаясь на то, что его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, административное правонарушение является малозначительным.
Решением судьи Восточного районного суда г. Бийска от 23 августа 2010 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО4 просил решение судьи и постановление должностного лица отменить, освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на то, что на предприятии имеется должностное лицо, ответственное за реализацию и разработку правил внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля были разработаны сотрудником В.А. и утверждены ФИО4 как предприятия 05 октября 2009 года. 15 марта 2009 года в ходе проверки исполнения трудовых обязанностей ФИО5 установлено, что предприятие на постановлено на учет в МРУ Россфинмониторинга по СФО, с данной службой не согласованы Правила внутреннего контроля, после чего ответственный сотрудник В.А. была отстранена от работы. На ее место назначена Т.А. Правила внутреннего контроля были доработаны и частично изменены, после чего 24 марта 2010 года направлены в МРУ Россфинмониторинга по СФО. Какие-либо вредные последствия вследствие нарушения сроков регистрации не наступили, с момента государственной регистрации общества и до обращения в МРУ Россфинмониторинга по СФО с целью постановки на учет, сделки, подлежащие обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не совершались. На момент рассмотрения дела все нарушения были устранены, меры к постановке общества на учет приняты. При определении наказания за совершенное административное правонарушение не было обеспечено разумное соотношение между публичными интересами государства и частными интересами. Возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту- Закон)организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 9 ст. 7 закона в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 18 января 2003 года №28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
В силу п. 2 ст. 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Порядок утверждения и согласования правил внутреннего контроля определен Постановлением Правительства от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», в соответствии с которым правила внутреннего контроля для создаваемых организаций, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Нарушение директором ООО вышеуказанных сроков подтверждается картой постановки на учет от 17 марта 2010 года (л.д.140), заявлением о согласовании правил внутреннего контроля ООО (л.д.141), правилами внутреннего контроля (л.д.144-148), уведомлением о постановке на учет в МРУ Росфинмонитрига по СФО от 16 апреля 2010 года № 04-24/у247 (л.д.23), уведомлением согласовании правил внутреннего контроля от 16 апреля 2010 года № 04-24/пр250(л.д.20-21)
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю в качестве юридического лица 11 сентября 2009 года (л.д.88, 101-104).
Приказом № 01 ООО назначен ФИО1(л.д.4).
В силу приведенных норм руководитель общества ФИО1 обязан был утвердить правила внутреннего контроля и поставить организацию на учет в МРУ Росфинмонитрига по СФО не позднее 12 октября 2009 года, а также представить на согласование правила внутреннего контроля в МРУ Росфинмонитрига по СФО не позднее 18 октября 2009 года.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждены ООО ФИО1 15 марта 2010 года, 29 марта 2010 года в МРУ Росфинмонитрига по СФО предоставлена карта постановки на учет от 17 марта 2010 года (л.д.140), заявление о согласовании правил внутреннего контроля ООО (л.д.141).
При таких обстоятельствах, должностное лицо МРУ Росфинмониторинга по СФО, а также судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что общество несвоевременно было поставлено на учет в МРУ Росфинмонитрига по СФО, а правила внутреннего контроля не представлены на согласование по вине должностного лица В.А. не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела не усматривается, что на В.А были возложены обязанности по постановке общества на учет, утверждению и согласованию с уполномоченным органом правил внутреннего контроля.
Административное наказание в виде штрафа в размере рублей соответствует минимальному пределу санкции ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера данного правонарушения, посягающего на отношения организаций и государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, не принимается во внимание ссылка в жалобе на малозначительность правонарушения, состав которого является формальным и не требует наступления вредных последствий, достаточным считается неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица по делу не установлено, в связи с чем оснований для их отмены и удовлетворения жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
решение судьи Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 23 августа 2010 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Алтайского краевого суда Н.М. Хоролич