Дело № 21-467/2015
Судья Ильин В.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
20 августа 2015 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО1 на решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике № 07-22 от 23 апреля 2015 года <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 июня 2015 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, государственный инспектор Росприроднадзора подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, ссылаясь на нормы законодательства, считает, что действия юридического лица по предоставлению отчета по форме 2-ТП (отходы) без указания кодов отходов по ФККО, а также с нарушением установленного срока образуют вмененный учреждению состав административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителя Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, мнение представителей <данные изъяты> ФИО3, ФИО4 об оставлении решения суда без изменения, прихожу к следующему.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Таким образом, несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок и срок отчетности определен приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", в соответствии с которым данные об отходах предоставляется юридическим лицом по Форме N 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприоднадзора субъекта Российской Федерации в срок до 1 февраля после отчетного периода.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ учреждением в электронном виде была представлена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2014 года, в которой не были указаны коды по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) в строках 12, 13, 14 и 22 (по видам отходов 4 и 5 класса опасности: мусор строительный; отходы (осадки) от механической и биологической очистки муниципальных сточных вод; отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка; отходы (осадки) от механической и биологической очистки муниципальных сточных вод).
Полная отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год учреждением представлена в Росприроднадзор по Чувашской Республике лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Посчитав, что ДД.ММ.ГГГГ в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) учреждением представлена неполная информация об источниках загрязнения, а исправленная и полная отчетность представлена учреждением лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленных сроков, должностное лицо пришло к выводу о виновности <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в отношении <данные изъяты>, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, на том основании, что первоначально <данные изъяты> представило в Управление Росприроднадзора Форму N 2-ТП (отходы) за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ с указанием всей необходимой экологической информацией. При этом коды отходов по ФККО в Сведениях по форме 2-ТП (отходы) не относятся к той информации, сокрытие и умышленное искажение, непредставление которой образует состав вмененного учреждению правонарушения.
Полагаю, что указанные выводы являются преждевременными и сделаны судьей без выяснения всех имеющих для дела значимых обстоятельств.
Так, в соответствии с пунктом 6 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, содержащегося в Приказе Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" при заполнении формы N 2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511, в последовательности, начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно.
Таким образом, указание кода по Федеральному классификационному каталогу отходов по каждому виду отхода при заполнении формы N 2-ТП (отходы) является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 2, 3 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года N 792 установлено, что Государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе (пункт 9 Порядка).
Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, подготавливают и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) предложения по включению видов отходов в ФККО.
Росприроднадзор обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в ФККО.
Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.
Наименование и код вида отходов по ФККО необходимы органам Росприроднадзора при формировании и ведении Банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (пункты 25-30 Порядка).
Из содержание приведенных норм следует, что обязательность указания кода по Федеральному классификационному каталогу отходов отдельно по каждому виду отхода при заполнении формы N 2-ТП (отходы) необходима для формирования и поддержания в актуальном состоянии Государственного кадастра отхода, предназначенного для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, а также иных органов и хозяйствующих субъектов.
Отсутствие кодов ФККО в представляемой отчетности формы N 2-ТП (отходы) затрудняет ведение Государственного кадастра отходов и может повлечь его неполноту либо искажение содержащихся в нем сведений.
При изложенных обстоятельствах выводы судьи районного суда о том, что коды отходов по ФККО в Сведениях по форме 2-ТП (отходы) не относятся к экологической информации, непредставление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, нельзя признать правильными, так как в ходе производства по настоящему делу судьей районного суда не были в полной мере выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и на основании п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения.
Поскольку в настоящее время предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения <данные изъяты> к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не истек, дело об административном правонарушении следует возвратить на новое рассмотрение в Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев