ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-468/2021 от 13.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-468/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 13 октября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ж.И.Ю. на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 сентября 2021 года и определение заместителя прокурора Тюменской области от 26 мая 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Ж.И.Ю. 20 апреля 2021 года обратилась в прокуратуру Тюменской области с заявлением о совершении правонарушения должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее также – Управление Росреестра по Тюменской области), выразившегося в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

Определением заместителя прокурора Тюменской области Ч.А.Ю. от 26 мая 2021 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Управления Росреестра по Тюменской области отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным определением, Ж.И.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в прокуратуру Тюменской области. Указывала, что законных оснований для назначения и проведения внеплановой выездной проверки принадлежащего ей земельного участка не было, поскольку в заявлении о проведении проверки нет указания на факты о возникновении угрозы причинения или непосредственно причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде либо о имеющемся нарушении имущественных прав граждан, муниципального образования, а также других событий, указанных в пункте 43 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии земельного надзора. Кроме того, распоряжение о проведении проверки подписано заместителем главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель в нарушение пункта 55 названного административного регламента. Сообщала, что должностным лицом прокуратуры в обоснование законности проведения проверки приводятся несущественные обстоятельства, которые ничем не подтверждаются, не указаны конкретные основания, подтверждающие законность назначения проверки. Полагала необоснованной ссылку должностного лица прокуратуры на постановление о привлечении ее к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данный факт не имеет отношения к действиям должностных лиц Управления Росреестра по Тюменской области.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 сентября 2021 года определение от 26 мая 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Ж.И.Ю. - без удовлетворения.

С данным решением не согласна Ж.И.Ю. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит отменить решение судьи и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, направить материалы дела на новое рассмотрение должностному лицу прокуратуры. Настаивает, что внеплановая проверка земельного участка Управлением Росреестра по Тюменской области назначена с нарушениями норм земельного законодательства, что соответствует признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает необоснованным вывод суда, что требование от граждан конкретного указания в обращениях на нарушение имущественных прав является ограничением конституционных прав граждан и не может являться основанием для не проведения соответствующих мероприятий, поскольку он не подтверждается нормами закона.

Представитель Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы Управление Росреестра по Тюменской области извещено надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, полагаю возможным рассмотреть материал по жалобе в отсутствие названного лица.

Проверив материалы дела по жалобе Ж.И.Ю. в порядке части 3 статьи 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Ж.И.Ю., настаивавшей на доводах жалобы, прокурора К.Я.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи.

Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, от 02 января 2015 года № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, или использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора являются соблюдение в отношении объектов земельных отношений гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Как следует из материалов дела, 10 октября 2020 года в Управление Росреестра по Тюменской области поступило заявление К.Л.Н. о проведении проверки в отношении земельного участка в <.......> с кадастровым номером <.......>.

12 ноября 2020 года заместителем главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель вынесено мотивированное представление по результатам предварительной проверки поступившего обращения, согласно которому по результатам анализа информации, содержащейся в письме, а также в сведениях ЕГРН в открытом информационном ресурсе, выявлены признаки нарушения требований статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании названного обращения и мотивированного представления заместителем главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель вынесено распоряжение от 13 ноября 2020 года № 16-1781-р о проведении проверки в отношении Ж.И.Ю. на предмет соблюдения обязательных требований, установленных земельным законодательством на земельном участке с кадастровым номером <.......>.

На основании вышеуказанного распоряжения, 27 ноября 2020 года отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Ж.И.Ю. на земельном участке с кадастровым номером <.......> в присутствии Ж.И.Ю., о чем составлен акт проверки № 16-1781-р от 30 ноября 2020 года.

Выявленное в ходе проверки нарушение требований земельного законодательства послужило основанием для принятия решения о возбуждении в отношении Ж.И.Ю. дела об административном правонарушении.

Отказывая определением от 26 мая 2021 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Управления Росреестра по Тюменской области, заместитель прокурора Тюменской области исходил из того, что нарушений порядка проведения проверки в отношении Ж.И.Ю., свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ, со стороны должностных лиц не допущено.

Разрешая жалобу Ж.И.Ю. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 мая 2021 года, судья районного суда на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела пришел к правильному выводу, что требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении проверки, проведенной прокуратурой Тюменской области по заявлению Ж.И.Ю. о привлечении должностных лиц к административной ответственности, соблюдены, выводы об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностных лиц аппарата Управления Росреестра по Тюменской области, основаны на материалах проверки и соответствуют требованиям закона.

Доводы жалобы Ж.И.Ю. основаны на ошибочном толковании закона, противоречат обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся процессуальных решений.

Этим доводам дана обоснованная и мотивированная оценка в судебном решении, не согласиться с которой у вышестоящего суда оснований не имеется.

Вопреки позиции Ж.И.Ю. сведения публичной кадастровой карты позволяли должностному лицу Управления Росреестра по Тюменской области инициировать проведение соответствующей проверки законности использования земельного участка заявителем, так как межевание данного участка не проведено, его границы не установлены.

В силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Таким образом, при выявлении по результатам рассмотрения обращения и оценки информации, содержащейся в ЕГРН, признаков, указывающих на совершение правонарушения, должностным лицом Управления Росреестра по Тюменской области правомерно проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в пределах его компетенции.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи и определения заместителя прокурора Тюменской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 02 сентября 2021 года и определение заместителя прокурора Тюменской области от 26 мая 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц Управления Росреестра по Тюменской области оставить без изменения, жалобу Ж.И.Ю. – без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина