ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-46/19 от 25.04.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Харченко С.В. Дело №21-46/2019

Р Е Ш Е Н И Е

25 апреля 2019 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО1 на решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 25 февраля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Акзо Нобель Коутингс",

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акзо Нобель Коутингс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125.000 рублей.

Согласно постановлению, в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований ООО «Акзо Нобель Коутингс» допустило загрязнение сточных вод в системе водоотведения предприятия по адресу: <...> строение 5 «в» опасными веществами в концентрации, превышающей предельно допустимую, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- превышены концентрации цинка в 4,3 раза, железа в 2,4 раза (нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644);

- превышены концентрации железа в 17,1 раза, цинка в 430 раз (нормативы установлены постановлением администрации города Липецка от 29 ноября 2016 года № 2140).

Решением судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 25 февраля 2019 года постановление отменено с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. При этом было указано на отсутствие оснований для отнесения сточных вод к опасным отходам.

В жалобе старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО1 просит об отмене решения, придавая определяющее значение факту превышения концентрации опасных веществ в сточных водах.

В письменном отзыве ООО "Акзо Нобель Коутингс" критикует доводы жалобы по следующим основаниям:

- отсутствие нарушений ООО "Акзо Нобель Коутингс" в области водопользования, недропользования, обращения с отходами производства и потребления, в области охраны окружающей среды, подтверждено актом внеплановой проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ;

- результаты лабораторных исследований проб сточных вод, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Акзо Нобель Коутингс", не обоснованы;

- акт экспертного анализа результатов лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ противоречив и не позволяет сделать вывод о конкретном количественном содержании в пробах сточных вод железа, меди и цинка;

- пунктом 114 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 предусмотрена возможность сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций на основании договора водоотведения, предусматривающего внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;

- в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" в отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется;

- поскольку возможность превышения соответствующих показателей и концентраций в процессе водоотведения законом предусмотрена, единственной мерой ответственности является внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, что исключает административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ;

- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 года №230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в отношении ООО "Акзо Нобель Коутингс" применяться не могут, поскольку по материалам дела среднесуточный объем отводимых сточных вод предприятия составляет менее 200 кубических метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения;

- объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, составляет нарушение требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления", однако протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении не содержат указаний о нарушении положений данного закона;

- применительно к статье 8.2 КоАП РФ сброс сточных бытовых вод в центральную канализацию не является деятельностью по обращению с отходами;

- административным органом не доказан сам факт использования в деятельности ООО "Акзо Нобель Коутингс" опасных веществ;

- по материалам дела все стоки ООО "Акзо Нобель Коутингс" являются хозяйственно-бытовыми (умывальник, туалет), вода в замкнутом производственном цикле предприятия не используется и в систему канализации не сливается;

- "Правила холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 устанавливают перечень допустимых значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, но не опасных веществ, нарушение порядка обращения с которыми образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ;

- принимая сточные воды от ООО "Акзо Нобель Коутингс" и плату за сверхнормативное содержание в них загрязняющих веществ, АО "ЛГЭК" гарантирует их очистку и сброс в водное пространство с надлежащим составом по качеству;

- непосредственно в водные объекты сточные воды ООО "Акзо Нобель Коутингс" не сливаются, а канализационный слив водным объектом не является.

Выслушав старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО1 и представителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО2, поддержавших жалобу, возражения представителей ООО "Акзо Нобель Коутингс" адвоката Шевченко И.Н., Подсосова С.И., Павлова Ю.Ф., изучив материалы дела, признаю обжалуемое решение подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на … юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав указанного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1).

Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11).

Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в частности, обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон) сточными водами признаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно части 1 статьи 27 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Согласно части 5 статьи 27 Закона нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.

В соответствии с пунктами 111-113 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

В соответствии с Приложением №5 к указанным Правилам максимально допустимые значения нормативных показателей по цинку составляют 1 мг/дм3, по железу железо 5 мг/дм3.

В соответствии с постановлением администрации г.Липецка от 29 ноября 2016 года №2140 « Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» допустимая концентрация загрязняющих веществ не может превышать следующих значений: по цинку 0, 01 мг/л, по железу 0, 7 мг/л.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Указанные требования судьей районного суда выполнены не были, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением.

Так, вывод судьи районного суда об отсутствии вмененного административного правонарушения сводится к тому, что сточные воды не относятся к опасным веществам.

Согласно же постановлению должностного лица ООО "Акзо Нобель Коутингс" вменялось загрязнение сточных вод опасными веществами, то есть несоблюдение хозяйствующим субъектом обязанности по недопущению попадания опасных отходов в виде железа и цинка в сточные воды в сверхнормативной концентрации.

Неправильное установление юридически значимых обстоятельств, обусловленное ошибочным соотнесением с понятием "опасные вещества" сточных вод повлекло ненадлежащую судебную проверку в порядке главы 30 КоАП РФ постановления должностного лица, которым ООО "Акзо Нобель Коутингс" вменялось сверхнормативное загрязнение сточных вод опасными веществами (сброс сточных вод без их предварительного приведения в нормативное состояние (очистки)).

Таким образом, вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ сделан без исследования вопроса о том, является ли наличие каждого из указанных веществ в отдельности в обнаруженной концентрации в составе сточных вод результатом нарушения ООО "Акзо Нобель Коутингс" экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

При этом не была дана оценка всем доводам представителей ООО "Акзо Нобель Коутингс" по существу дела, в том числе, изложенным выше.

При указанных обстоятельствах, с учетом установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности административного преследования, обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд в порядке главы 30 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 25 февраля 2019 года отменить.

Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ.

Судья Букреев Д.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>