ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-46/2016 от 02.09.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Семёнова Л.Л. № 7-70/2016

Р Е Ш Е Н И Е

2 сентября 2016 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Тазаевой К.С.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконова У.С., защитника руководителя Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1- Тимошевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО2 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2
от 6 мая 2016 г. руководитель Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в сокрытии информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <Данные изъяты> рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 г. постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 6 мая 2016 г. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО2 просит решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 г. отменить, постановление о назначении административного наказания от 6 мая 2016 г. оставить без изменения. В обоснование жалобы, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717, ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204, Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» указывает, что невключение сведений о количестве и виде размещенных отходов в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Исходя из положений статей 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», раздела 4 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204, полагает, что указанный выше расчет платы содержит не только сведения о размере платы, но и экологическую информацию.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконов У.С. доводы жалобы поддержал.

Защитник руководителя Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1 - Тимошева Т.С. против доводов жалобы возражала.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной статьей КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и

юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК ФИО2 руководитель Службы по вопросам мировой юстиции РК ФИО1 был признан виновным в сокрытии информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что Служба по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015г. в Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия представила в неполном объеме, т.е. в разделах 4 «Размещение отходов производства и потребления» отсутствует информация о наименовании, количестве образованных и размещенных отходов.

Как следует из материалов дела, в качестве доказательства вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным органом представлены: договор от 19 января 2015 г. № 207 с ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, акты выполненных работ от 27 апреля 2015 г. № 207/04, от 27 апреля 2015 г. № 207/04у, от 28 мая 2015 г. № 207/05, от 26 августа 2015 г. № 207/08, от 25 сентября 2015 г. № 207/09, от 26 октября 2015 г. № 207/10, от 26 ноября 2015 г. № 207/11, от 22 декабря 2015 г. № 207/12, служебная записка отдела ГЭЭ, нормирования и лицензирования от 25 марта 2016 г. № 06-04-с, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, протокол об административном правонарушении от 29 апреля 2016 г. № <Данные изъяты>.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 от 6 мая 2016 г. и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды. Не указание полной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не может быть квалифицировано сокрытием экологической информации, поскольку данная информация указывается в форме №2-ТП (отходы), утвержденной приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17

Согласиться с такими выводами суда нельзя, поскольку в решении судья не дал оценки ряду доказательств, имеющихся в материалах дела и исследованных судом первой инстанции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон об охране окружающей среды).

Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из содержания Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, а также Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Данный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. (п. 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы).

Согласно п. 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Из анализа формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что информация, содержащаяся в разделе 4 расчета, содержит сведения об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы (наименование отхода, класс опасности для окружающей среды, фактическая масса отходов и др.)

Из представленных материалов следует, что между Службой по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия и ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» 19 января 2015 г. заключен договор № 207 на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Факт оказания услуг подтвержден актами выполненных работ по вывозу и размещению 4,33 м.? ТБО в апреле-декабре 2015 г.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Калмыкия жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Элистинский городской суд.

При новом рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судье городского суда следует надлежащим образом провести подготовку дела к судебному разбирательству, проверить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, и принять соответствующее решение с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия ФИО1 направить на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Судья Л.М. Кутланова