дело № 21-46/2016
РЕШЕНИЕ
05 февраля 2016 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» Кузьминой О.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО от 14 августа 2015 года № и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО от 14 августа 2015 года № общество с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» (далее – ООО «Бугурусланнефть», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 ноября 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник юридического лица Кузьмина О.Г. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Кузьминой О.Г., поддержавшей доводы жалобы, допросив свидетеля, заключение прокурора Губаревой О.А., прихожу к следующему.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта предусматривает административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона «О недрах»).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (п. 10 ст. 12 Закона «О недрах»).
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В ст. 23 Закона «О недрах» предусмотрено, что к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
В соответствии с п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года № 118, в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 названного Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе: б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья - в отношении: мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В п. 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1166-ст установлено, что система использования газа, включающая пункты сепарации газа, газопроводы, компрессорные станции, объекты утилизации и вспомогательные объекты, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%. Система должна обеспечивать измерение и учет количества газа, получаемого из недр, поставляемого другим предприятиям, используемого на собственные нужды и для закачки в пласт, а также объема потерь газа. Объем технологических потерь газа рассчитывается предприятием и согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на первое полугодие 2015 года Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Бугурусланнефть» законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, недрах, об обороте и использовании государственной собственности в сфере функционирования нефтегазодобывающего комплекса (при добыче, переработке и транспортировке углеводородного сырья нефти и газа, всеми недропользователями, осуществляющими деятельность на поднадзорной территории).
В ходе проверки установлено, что ООО «Бугурусланнефть» осуществляет деятельность по добыче нефти и газа на *** и *** нефтяных месторождениях на основании лицензий, проектных документов и дополнений к нему.
Согласно лицензионным соглашениям об условиях пользования недрами, условиям пользования недрами, утвержденным в установленном порядке проектным документам на разработку месторождений ООО «Бугурусланнефть» обязано обеспечить объем утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку указанных месторождений. При этом нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа на *** месторождении, начиная с 2013 года, а на *** месторождении, начиная с 2011 года, должен быть не ниже 95%.
На основании представленной ООО «Бугурусланнефть» информации о процентном уровне утилизации (использовании) и уровне сжигания попутного нефтяного газа по каждому месторождению фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа за 2014 год составляет на *** месторождении 11,7%; на *** месторождении 51,9%, то есть показатель в 95% не достигается.
По факту выявленных нарушений условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившихся в необеспечении ООО «Бугурусланнефть» утилизации попутного нефтяного газа на *** и *** нефтяных месторождениях в объеме не ниже 95% от объема добываемого попутного нефтяного газа, прокурором Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой 25 июня 2015 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Бугурусланнефть» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Бугурусланнефть» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Бугурусланнефть» административного правонарушения установлен должностным лицом и судьей районного суда на основании представленных доказательств, а именно: постановления о возбуждении дела от 25 июня 2015 года; лицензий № и № от 29 июня 2007 года с приложениями; протокола заседания Московской нефтяной секции от 21 декабря 2011 года №; справок об уровне использования попутного нефтяного газа на месторождениях в 2014 году; обоснования прогноза добычи нефти, растворенного газа, объема буровых работ; сведений о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и иными доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ООО «Бугурусланнефть» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В жалобе защитник ссылается на то, что ни в постановлении о возбуждении производства по делу, ни в постановлении о назначении наказания не описано событие вмененного административного правонарушения, в чем конкретно выразилось нарушение. Полагает, что для установления факта соблюдения или нарушения условий лицензий необходимо выяснить проектный показатель, порядок его расчета и условия, при которых соблюдение показателя считается обеспеченным.
Вопреки доводам заявителя, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ООО «Бугурусланнефть» в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с этим доводы жалобы несостоятельны.
Доводы жалобы о том, что прокурором проведена проверка в отсутствие законных оснований, нельзя признать обоснованными, так как проверка проведена в соответствии с планом работы на первое полугодие 2015 года Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой.
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П необоснованна, поскольку в данном Постановлении выражена правовая позиция о несоответствии Конституции РФ положений п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в той мере, в которой они не устанавливают общие сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями.
Утверждение защитника о том, что прокурором общество не заблаговременно было уведомлено о проведении проверки; в требовании прокурора от 06 апреля 2015 года не содержатся сведения о дате начала и окончания проверочных мероприятий; продолжительность проверки составила более 50 рабочих дней; по результатам проверки акт не составлялся и обществу для ознакомления не предъявлялся, не влечет удовлетворения жалобы, поскольку положения Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не регламентируют порядок и сроки проведения проверок, не предъявляют специальные требования к оформлению результатов проверок.
Положения ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяют свое действие при осуществлении прокурорского надзора. Таким образом, допущенные, по мнению заявителя, прокурором вышеуказанные нарушения не являются основанием для признания результатов проверки недействительными.
Доводы защитника о том, что постановление о назначении наказания вынесено должностным лицом за пределами срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, так как прокурором административное правонарушение выявлено 16 апреля 2015 года (в день получения запрашиваемых сведений по электронной почте), нельзя признать состоятельными.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что по требованию прокурора о предоставлении документов от 06 апреля 2015 года, копии истребованных документов обществом были представлены 16 апреля 2015 года посредством отправления электронного сообщения, содержащего вложения, на адрес электронной почты прокурора.
Между тем оригиналы документов были представлены прокурору лишь при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть 25 июня 2015 года, следовательно, днем выявления правонарушения следует считать 25 июня 2015 года. Вынесение должностным лицом постановления о назначении административного наказания 14 августа 2015 года, свидетельствует о соблюдении срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Иные доводы жалобы не содержат указания на существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменения состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание ООО «Бугурусланнефть» назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Существенного нарушения процессуальных требований при рассмотрении настоящего дела не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО от 14 августа 2015 года № и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина