Судья Карпычев А.А. Дело № 21-46/2021
УИД 37RS0010-01-2020-002347-09
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 17 марта 2021 года
Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,
с участием лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, инженера по охране окружающей среды Акционерного общества «<данные изъяты>» (далее - АО, Общество) ФИО1,
ее защитника Камусиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 31 декабря 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 16 июля 2020 года инженер по охране окружающей среды АО «<данные изъяты>» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 31 декабря 2020 года указанное постановление от 16 июля 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении инженера по охране окружающей среды АО «<данные изъяты>» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО4, не соглашаясь с решением судьи районного суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что вина ФИО1, как должностного лица, выразилась в том, что вопреки требованиям экологического законодательства АО «<данные изъяты>» осуществлял деятельность в отсутствие согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ). Наличие у АО «<данные изъяты>» разрешения № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Росприроднадзора по Ивановской области от 01 декабря 2017 года с периодом действия с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2024 года не освобождало от обязанности согласовывать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, так как в данном случае эта необходимость вытекает из императивных требований закона. Таким образом, полагает, что судом неправильно истолкованы требования постановления Правительства Ивановской области № 325-п от 19 ноября 2018 года.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы должностное лицо Росприроднадзора ФИО2 в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.
Явившимся в судебное заседание ФИО1 и ее защитнику Камусиной Н.Г. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ соответственно. Кроме того, ФИО1 разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 и ее защитник Камусина Н.Г., соглашаясь с решением судьи районного суда, представили письменные возражения на жалобу должностного лица Росприроднадзора, в которых указали, что установление нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. При этом материалы, на основании которых данный орган принимает решение об установлении нормативов ПДВ, включают в себя проект ПДВ. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Также проект ПДВ включен в пакет необходимых документов в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденным приказом Минприроды России от 29 сентября 2015 года № 414. Документом, которым устанавливаются нормативы ПДВ, является приказ территориального органа Росприроднадзора. Для АО «<данные изъяты>» приказами № 773 и № 774 Росприроднадзора по Ивановской области от 01 декабря 2017 года были установлены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдано разрешение на их выбросы. Следовательно, выданное Росприроднадзором разрешение с учетом действующего на тот момент законодательства содержит в себе в качестве «других условий, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха», и согласование мероприятий по НМУ. На момент выдачи АО «<данные изъяты>» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Правительством Ивановской области не был разработан порядок согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Этот порядок был утвержден только постановлением Правительства Ивановской области № 325-п от 19 ноября 2018 года и не имеет обратной силы, в связи с чем, его требования не могут быть предъявлены к АО «<данные изъяты>». Кроме того, разрешение было получено в том числе на основании Проекта ПДВ, который включает в себя раздел 6 «Мероприятия на период НМУ», предусматривающий мероприятия по первому режиму регулирования выбросов. Таким образом, перечень мероприятий при наступлении НМУ для АО «<данные изъяты>» утвержден Росприроднадзором при выдаче разрешения. Оснований для пересмотра этих мероприятий не имелось, а поэтому повторное согласование этих мероприятий не являлось необходимым. Сама по себе констатация факта отсутствия согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не является достаточным основанием для вывода о наличии состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, защитник Камусина Н.Г. дополнительно пояснила, что не учтено должностное положение ФИО1, из должностной инструкции которой не следует, что она обладает властными полномочиями.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, возражений на нее и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, производственная территория (<адрес>) АО «<данные изъяты>» поставлена на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, установлена категория негативного воздействия на окружающую среду - I, категория риска высокая (2).
В ходе проведения в период с 01 июня 2020 года по 29 июня 2020 года плановой проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям установлен факт нарушения АО «<данные изъяты>» требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно, осуществление Обществом своей деятельности в отсутствие согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области планом мероприятий выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, что нашло отражение в акте проверки от 29 июня 2020 года и послужило основанием для привлечения инженера по охране окружающей среды АО «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица юрисдикционного органа от 16 июля 2020 года о назначении ФИО1 административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ, судья районного суда указал, что выданное АО «<данные изъяты>» Управлением Роприроднадзора по Ивановской области разрешение № предоставляет право на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2024 года. Согласно разрешению перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, условия действия разрешения на выбросы указаны в приложениях, являющихся его неотъемлемой частью. Одним из условий действия разрешения является выполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих в атмосферный воздух. Мероприятия на периоды НМУ для АО «Водоканал» приведены в проекте нормативов ПДВ вредных веществ в атмосферу, необходимом для получения разрешения на выбросы в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденным приказом Минприроды России от 29 сентября 2015 года № 414. Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ были согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля, при получении разрешения на выбросы, срок действия которого не истек.
Однако с такими выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (п. 2).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ивановской области утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 19 ноября 2018 года № 325-п (далее - Порядок № 325-п).
Согласно Порядку № 325-п под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферный воздух понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха (п. 2). На территории Ивановской области организацию и проведение работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) и органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (п. 3). Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее - Мероприятия) разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - Субъект), с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 6). Мероприятия утверждаются руководителем Субъекта, Субъектом или иным должностным лицом, уполномоченным на утверждение Мероприятия Субъекта, и согласовываются с Департаментом (п. 8).
Материалы дела сведений о наличии у АО «<данные изъяты>» плана мероприятий выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области, не содержат.
Выводы судьи о том, что выполнение указанного требования закона подтверждает выданное АО «<данные изъяты>» Управлением Росприроднадзора по Ивановской области разрешение № от 01 декабря 2017 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, являются ошибочными.
Исходя из положений п. 5.1, п. 6.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года № 650, и положений п. 7, п. 8 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России от 29 сентября 2015 года № 414, территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предоставляются только государственные услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
под предельно допустимым выбросом понимается норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
под временно разрешенным выбросом понимается показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса.
Таким образом, согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в компетенцию территориального органа Росприроднадзора не входит.
Выданное Управлением Росприроднадзора по Ивановской области разрешение № от 01 декабря 2017 года на осуществление АО «<данные изъяты>» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указания на согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не содержит.
Само по себе наличие в предоставленном АО «<данные изъяты>» для получения указанного разрешения Проекте ПДВ раздела 6, содержащего перечень мероприятий при НМУ, об обратном не свидетельствует.
Проект ПДВ нормирующим документом в области охраны атмосферного воздуха не является, а поэтому не может определять или отменять установленную законодательством обязанность АО «<данные изъяты>» проводить в периоды НМУ мероприятия, подлежащие согласованию с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.
На момент проведения проверки Общество осуществляло свою деятельность в отсутствие согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области плана мероприятий в периоды НМУ.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судьей, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем, обжалуемое судебное решение подлежит отмене.
Поскольку срок привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд другому судье, в ходе которого необходимо полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, проверить и оценить приводимые участвующими лицами доводы, в том числе дополнительно заявленные при рассмотрении настоящей жалобы о том, что ФИО1 в силу своего должностного положения не является субъектом вмененного административного правонарушения, и по результатам рассмотрения принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 31 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении инженера по охране окружающей среды АО «<данные изъяты>» ФИО1 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иваново иным судьей.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского областного суда Н.С. Круглова