дело № 21-470
судья – Бойко И.Б.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 6 октября 2021 г.
Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Беляевой В. А. на решение судьи Североморского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования ЗАТО г.Североморск № 239 от 23 июня 2021 г. юридическое лицо – федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗТУИО», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 г. постановление административного органа от 23 июня 2021 г. оставлено без изменения, жалоба защитника Беляевой В.А., действующей в интересах ФГКУ «СЗТУИО», - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФГКУ «СЗТУИО» Беляева В.А., считая вынесенные в отношении Учреждения акты незаконными и необоснованными, просит постановление административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.
Считает, что представленные в материалы дела доказательства неверно оценены, при рассмотрении дела не учтены все его обстоятельства и требования закона.
Ссылается на то, что ФГКУ «СЗТУИО» не является организацией, уполномоченной на содержание объектов Министерства обороны Российской Федерации, не обладает соответствующим финансированием.
Указывает, что организацией, уполномоченной на выполнение работ по текущему содержанию спорного объекта, является ФГБУ «ЦЖКУ», а также, что земельный участок, на котором были выявлены нарушения, является прилегающей территорией к зданию гостиницы, находящемуся в хозяйственном ведении ФГУП «Управление гостиничным хозяйством».
В судебное заседание не явились законный представитель ФГКУ «СЗТУИО» и защитник Учреждения Беляева В.А., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 г. №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Мурманской области № 401-01-ЗМО) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати пяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Решением Совета депутатов ЗАТО город Североморск от 2 апреля 2014 г. № 517 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее – Правила благоустройства) (в редакции решения Совета депутатов ЗАТО город Североморск от 26 января 2021 г. № 54).
Пунктами 1.2, 1.3 Правил благоустройства определено, что Правила устанавливают требования, которые необходимо применять при эксплуатации благоустроенных территорий, а также при осуществлении контроля за благоустройством территории ЗАТО г. Североморск; эксплуатация элементов благоустройства территории должна обеспечивать требования охраны здоровья человека, охраны исторической и природной среды.
Согласно пункту 8.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку закрепленных за ними, а также находящихся в их собственности или по иным, предусмотренным законом основаниям, земельных участков в соответствии с законодательством, а также прилегающей территории в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 8.2.41 Правил благоустройства собственники (правообладатели) земельных участков обязаны осуществлять вывоз снега в сроки, установленные ГОСТ, в специальные места, установленные постановлением администрации ЗАТО г. Североморск.
Пунктом 8.2.45 Правил благоустройства запрещено при производстве уборки в осенне-зимний период складировать сколотый лед и уплотненный снег на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, а также складировать снег вне специально отведенных мест.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 16 часов 21 минуты до 16 часов 22 минут 13 мая 2021 г. проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030107:75, на котором расположено здание №2 по адресу: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова.
В ходе данного осмотра установлено, что ФГКУ «СЗТУИО» не обеспечило своевременную и качественную уборку указанного земельного участка в соответствии с законодательством; им допущено складирование снежных масс у стены здания, снежные массы не вывезены.
По результатам обследования составлен акт от 13 мая 2021 г. с приложением фотоматериалов.
Как следует из выписки ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030107:75 по адресу: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, находится в федеральной собственности и предоставлен на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «СЗТУИО», о чем 14 апреля 2015 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права 51-51/009-51/008/007/2015-1394/1.
Таким образом, юридическое лицо - ФГКУ «СЗТУИО», являясь владельцем закрепленного за ним на праве оперативного управления земельным участком, обязано при его содержании принимать меры по недопущению нарушений действующего законодательства.
Поскольку вышеуказанное правонарушение юридическим лицом - ФГКУ «СЗТУИО» совершено повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановления № 108 административной комиссии муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 31 марта 2021 г. о назначении ему административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, указанные действия Учреждения образуют состав административного правонарушения, предусмотренном пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 2 июня 2021 г. уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении юридического лица - ФГКУ «СЗТУИО» протокола об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.
Вывод о виновности ФГКУ «СЗТУИО» в совершении административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Проверяя законность привлечения ФГКУ «СЗТУИО» к административной ответственности, проанализировав положения части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактические обстоятельств дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что ФГКУ «СЗТУИО», осуществляя право оперативного управления земельным участком с кадастровым номером 51:06:0030107:75 по адресу Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, своим бездействием допустило нарушение пунктов 8.2.41, 8.2.45 Правил благоустройства, выразившееся в необеспечении надлежащего содержания данного земельного участка, с соблюдением требований Правил благоустройства повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении ему административного наказания, предусмотренного статьей 2 Закона №401-01-ЗМО.
Допущенное ФГКУ «СЗТУИО» правонарушение по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО квалифицировано правильно.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех зависящих от него мер, по соблюдению Правил благоустройства и недопущению их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины ФГКУ «СЗТУИО» во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод в жалобе о том, что Учреждение не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, аналогичен доводу, который был предметом проверки судьи районного суда, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственник земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления.
Согласно пунктам 12, 28, 29 Устава ФГКУ «СЗТУИО», утвержденного директором Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г., ФГКУ «СЗТУИО» создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством России, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
На основании пунктов 13, 14, 34 Устава ФГКУ «СЗТУИО» Учреждение имеет право заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств.
Проанализировав действующее законодательство, положения Устава ФГКУ «СЗТУИО», фактические обстоятельства дела, приняв во внимание, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах РФ выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управление и распоряжение данным имуществом по решениям Министерства обороны, административный орган и судья районного суда обоснованно пришли к выводу, что ФГКУ «СЗТУИО» как правообладатель на праве оперативного управления земельного участка обязано обеспечить контроль за использованием и сохранностью указанного объекта и не допускать нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования ЗАТО Североморск.
Фактически Учреждение осуществляет полномочия собственника по владению и пользованию этим земельным участком, а поэтому является землепользователем.
Кроме того, согласно пункту 13 Устава ФГКУ «СЗТУИО» Учреждение для достижения целей своей деятельности формирует документы для принятия решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ; проводит в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил РФ, по результатам которых составляет и утверждает акты проверок, которые представляет в Департамент военного имущества Министерства обороны; осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений.
Таким образом, ФГКУ «СЗТУИО», в обязанности которого входит контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, а также управление и распоряжение данным имуществом является лицом, ответственным за содержание земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030107:75 по адресу: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, и субъектом вмененного ему административного правонарушения. Поэтому правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства территории поселения по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО.
Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы судьи не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного решения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено полномочным органом административной юрисдикции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ФГКУ «СЗТУИО» назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией пункта 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии муниципального образования ЗАТО г.Североморск № 239 от 23 июня 2021 г. и решение судьи Североморского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 г., вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ «СЗТУИО» по доверенности Беляевой В.А. – без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда И.А. Федорова