ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-470 от 11.10.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 – 470

Судья – Шуминова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 11 октября 2016 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу Белякова Э.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 22 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением № * административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 09 декабря 2015 года должностное лицо – *** Общества с ограниченной ответственностью «У» (далее – ООО «У, Общество) Беляков Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 22 августа 2016 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Беляков Э.А., выражая несогласие с постановлением административной комиссии и решением судьи, ставит вопрос об их отмене в связи с отсутствием и недоказанностью события и состава вменяемого заявителю административного правонарушения.

Указывает, что дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Приводит довод о его ненадлежащем извещении, о времени и месте рассмотрения дела административной комиссией.

Полагает, что производство по делу должно быть прекращено в виду малозначительности совершенного административного правонарушения.

В судебное заседание не явился Беляков Э.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск В., просившего в удовлетворении жалобы отказать, оценив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решение судьи и удовлетворения жалобы не нахожу.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона Мурманской области от 27 июня 2014 года № 1759-01-ЗМО действовавшей на момент совершения правонарушения )

нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье, для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 № 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г.Мурманск (далее - Правила), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 613.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск устанавливают общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск (далее - город Мурманск, город) для создания безопасной, удобной и привлекательной среды (пункт 1.1 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 2.5 Правил благоустройства, объекты нормирования благоустройства территории - территории города, для которых Правилами устанавливаются нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.

Согласно пункту 8.2.1 Правил благоустройства, улицы и дороги на территории города Мурманска по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на автомобильные дороги общего пользования местного значения, проезды на дворовых территориях, ведомственные и частные автомобильные дороги.

Правилами благоустройства установлены общие требования к содержанию объектов и элементов благоустройства.

В соответствии с пунктом 9.1.1 Правил благоустройства, содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Пунктом 9.1.5 Правил благоустройства установлено, что придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Согласно пункту 9.1.6 Правил благоустройства, улично-дорожная сеть - комплекс объектов благоустройства, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования местного значения различных категорий, дороги и проезды в зонах общественного, жилого и иных назначений, дороги и проезды на территориях природных комплексов, площади, разворотные площадки конечных пунктов маршрутов пассажирского транспорта, расположенные на них дорожные сооружения, а также тротуары, посадочные площадки остановочных пунктов, обочины дорог.

В соответствии с п. 9.1.10 Правил благоустройства, собственниками (правообладателями), лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели)), являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Пунктом 9.1.11 Правил благоустройства установлено, что в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов покрытия улично-дорожной сети должны быть спланированы, не иметь разрушений, деформаций, выбоин, иных повреждений, очищены от бытовых и промышленных отходов, а водоотводные устройства - исправны.

В соответствии с пунктом 9.2.49 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.

В силу пунктов 9.3.1, 9.3.2, 9.3.3 Правил собственники (правообладатели) обязаны осуществлять содержание элементов благоустройства. Элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии. Собственники (правообладатели) элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.

Согласно пункту 2.2 Правил благоустройства, элементы благоустройства территории (далее также - элементы благоустройства) - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, нестационарные объекты, рекламные и информационные конструкции, объекты рекламы, используемые как составные части благоустройства.

В частности, к элементам благоустройства, перечисленным в разделе 3 Правил благоустройства отнесены покрытия (подраздел 3.3 Правил благоустройства), в том числе указанные в пункте 3.3.1 Правил благоустройства - твердые (капитальные) - монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и подобных им материалов.

Как следует из материалов дела, _ _ октября 2015 года в период времени с 11 час. 16 мин. до 11 час. 25 мин. в городе ... комиссией из числа сотрудников управления Октябрьского административного округа г. Мурманска выявлен факт неудовлетворительного состояния асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома .... Данная дворовая территория входит в границы земельного участка № *. Указанное покрытие имеет многочисленные разрушения в виде выбоин, проломов.

На земельном участке расположен многоквартирный дом .... Земельный участок № * в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к общему имуществу собственников помещений указанного многоквартирного дома.

Способом управления общим имуществом в многоквартирном доме в доме избрано управление управляющей организацией ООО «У» - ИНН *.

Таким образом, ООО «У», как управляющая организация многоквартирного дома ..., в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования г.Мурманск, обязано обеспечивать соблюдение соответствующих норм и правил.

Между тем, ООО «У» указанные обязанности не выполнило, что было зафиксировано актом № * от _ _ октября 2015 года и фотоматериалами.

Статьей ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ООО «У», в обязанности которого входит организация исполнения Обществом обязательств по соблюдению Правил благоустройства является *** – Беляков Э.А.

Проанализировав представленные материалы дела и, приняв во внимание приведенные нормы материального права, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что *** ООО «У» - Беляков Э.А., будучи должностным лицом Общества, которое, в свою очередь, является управляющей компанией ..., осуществляя руководство текущей деятельностью ООО «Ж», допустил нарушение пунктов 9.3.4, 9.2.49, 9.3.1, 9.3.2, 9.3.3, 2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска № 68-971 от 26 декабря 2013 года.

Таким образом, деяние совершенное Беляковым Э.А. в форме бездействия, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, об условиях ответственности должностных лиц, правильно квалифицировано по статье 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Принятый по делу судебный акт показал, что судья исходил из конкретных обстоятельств дела, которым дана соответствующая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в бездействии должностного лица – *** ООО «У» Белякова Э.А. состава вмененного ему административного правонарушения. Принцип презумпции невиновности административным органом и судьей Октябрьского районного суда города Мурманска не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу *** ООО «У» Белякова Э.А. не усматривается.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом, административное взыскание назначено виновному лицу в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции применяемого закона.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с привлечением Белякова Э.А. к административной ответственности, неверному толкованию норм материального права и их применению к спорным правоотношениям, и не могут являться основанием для отмены вынесенных по делу решений.

В соответствии со статьей 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса РФ) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества, в том числе, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В пункте 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указано, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.

Из акта от _ _ октября 2015 года следует, что на дворовой территории многоквартирного дома ..., выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия (выбоины, проломы), что не обеспечивает беспрепятственное и безопасное движение транспорта и пешеходов.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 определены виды работ и услуг, которые должны включаться в перечень работ и услуг по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей организацией.

Пунктом 17 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, № 170 от 27 сентября 2003 года установлено, что ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток, ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к текущему ремонту.

Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденным Госстроем России, установлено, что в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), относится внешнее благоустройство - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, наливных и набивных дорожек и площадок, отмосток по периметру здания.

Из материалов дела следует, что наличие выбоин и проломов на асфальтобетонном покрытии выявлено при проведении комиссионного обследования в ходе проверки дворовой территории многоквартирного дома ..., которая относится к общему имуществу собственников его помещений, ее содержание и текущий ремонт находятся в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей жилой дом.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию асфальтобетонного покрытия придомовой территории дома ..., действующим законодательством возложена на управляющую компанию в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания собственников многоквартирного дома и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вопреки доводам жалобы, совершенное Беляковым Э.А. правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере жилищного законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением жилищного законодательства.

Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении на основании конкретных обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств. В данном случае такие основания административным органом и судьей не усмотрены.

Ссылка в жалобе на нарушение норм процессуального права является несостоятельной.

Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела об административном правонарушении, о дате, времени и месте рассмотрения дела Беляков Э.А. был извещен надлежащим образом. Ходатайства об отложении рассмотрения дела в административную комиссию от него не поступало.

Иные доводы, приведенные в жалобе, не ставят под сомнение выводы судьи и на законность принятого решения не влияют и, не влекут его отмены.

Оснований к прекращению производства по делу предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление №* административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 09 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Белякова Э.А. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица