Судья Крапивин А.А. Дело № 21-471
РЕШЕНИЕ
11 декабря 2014 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Галкиной А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года и постановление государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении главного энергетика общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 сентября 2014 года главный энергетик общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, ФИО1 просит отменить постановленные по делу решения, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Считает, что судом первой инстанции не учтено, что обязанность по проведению аттестации возложена на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, не принято во внимание, что ФИО1 прошел курс обучения «Предаттестационная подготовка руководителей и специалистов по промышленной безопасности», ожидает назначения даты экзамена, сроки обучения и аттестации устанавливаются обучающей организацией. Ссылается, что предоставление эксплуатационных журналов и производственных инструкций операторов котельных установок не предусмотрено распоряжением о проведении проверки должностное лицо, в связи с чем должностным лицом, проводившим проверку, необоснованно указано на несоответствие данных документов требованиям законодательства.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав объяснения ФИО1, его защитника Шершнева С.А., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37, зарегистрированным в Минюсте России 22 марта 2007 года за № 9133, изданному во исполнение, в том числе Закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п.п. 11, 12 данного Положения аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии). Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика. Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца, в том числе при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года № 542 (далее – ФНиП), предусмотрено, что порядок подготовки и проведения аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, должен соответствовать, в том числе указанному Положению (п. 5 ФНиП).
Согласно п. 9 ФНиП организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны, в том числе: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
Перечнем документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований применения и исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (с изменениями от 23 июня 2011 года) и осуществление оценки соответствия, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 октября 2011 года № 5214, предусмотрено применение ГОСТ Р 54961-2012.
Национальный стандарт Российской Федерации «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (ГОСТ Р 54961-2012), утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2012 года № 251-ст, устанавливает общие технические требования к эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных, составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации; предназначен, в том числе для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных, административных и производственных зданиях или оказывающих услуги по их техническому обслуживанию и ремонту.
Согласно п. 5.2.5 ГОСТ Р 54961 кадровый состав газовых служб предприятий должен формироваться в зависимости от состава и объема работ, выполняемых собственными силами. Для работников газовых служб предприятий должны быть разработаны и утверждены руководителем предприятия (организации) следующие документы: должностные инструкции, устанавливающие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; производственные инструкции, устанавливающие последовательность выполнения технологических операций при производстве работ и условия обеспечения их безопасного проведения. К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования должны прилагаться технологические схемы и режимные карты.
Пунктом 8.6 ГОСТ Р 54961-2012 предусмотрено, что сведения о выполненных текущих и внеплановых ремонтах газопроводов и газоиспользующего оборудования должны оформляться записями в эксплуатационных журналах по форме, приведенной в Приложении В. Информация о проведенных капитальных ремонтах заносится в эксплуатационные паспорта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 3257-РП/СО от 30 июля 2014 года государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области ФИО6 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» требований промышленной безопасности и лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Автотрасса» эксплуатирует в своей деятельности опасный производственный объект, которому присвоен III класс опасности; выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; п.п. 5, 9 ФНиП; приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 октября 2011 года № 5214; п.п. 5.2.5, 8.6 ГОСТ Р 54961-2012, выразившиеся в том, что главный энергетик общества с ограниченной ответственностью «Автотрасса» ФИО1 не аттестован в области промышленной безопасности; отсутствуют записи в эксплуатационных журналах, свидетельствующие о выполненных текущих и внеплановых ремонтах газопроводов; в производственных инструкциях операторов котельных установок не учтен тип установленного оборудования, конкретные требования к эксплуатации газового оборудования (технических устройств).
Данные нарушения отражены должностным лицом в акте проверки от 26 августа 2014 года № 3257.
По указанному факту государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области 26 августа 2014 года в отношении ФИО1 как должностного лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Также обществу с ограниченной ответственностью «Автотрасса» выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе нарушений, явившихся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Вина ФИО1 в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами.
Исходя из положений ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Допустимость и достоверность собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, проверялись судом, оснований подвергать сомнению данные доказательства по делу не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на непредставление должностному лицу, проводившему проверку, эксплуатационных журналов и производственных инструкций операторов котельных установок, в связи с тем, что их предоставление не предусмотрено распоряжением о проведении проверки, несостоятельна. Согласно распоряжению о проведении проверки обществу с ограниченной ответственностью «Автотрасса» предложено представить документы, необходимые для достижения целей и задач проверки, в том числе документы, подтверждение выполнение и оформление предусмотренных работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газового и газоиспользующего оборудования, автоматики безопасности и регулирования, а также иные документы, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки. Оснований полагать, что должностным лицом органа государственного надзора (контроля) при проведении проверки допущены нарушения, не имеется.
Замечания или несогласие с нарушениями, вменяемыми должностным лицом, ФИО1 не высказывались, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не фиксировались.
Также необоснован довод жалобы о возложении обязанности по проведению аттестации на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Субъекты административного правонарушения, вменяемого ФИО1, перечислены в санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ ФИО1 является субъектом правонарушения как должностное лицо.
Иные доводы жалобы на законность и обоснованность принятых по делу решений не влияют, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и положений действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года и постановление государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении главного энергетика общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина