Дело № 21-472/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев 14 июня 2017 года жалобу ФИО1 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2017 года, которым постановление и.о. управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО2 от 21 февраля 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО2 от 21 февраля 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить.
По результатам рассмотрения жалобы судом принято обжалуемое решение.
Оспаривая законность вынесенного постановления суда, ФИО1 представил жалобу, в которой, указывая на то, что подлежащие заполнению графы при направлении формализованных электронных сообщений четко не определены, просит его отметить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения производство по делу прекратить.
Заслушав ФИО1, его защитника Панфилова В.В., проверив материалы дела и рассмотрев доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 этой же статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела и содержания вынесенного постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности послужил факт невыполнения им требований Закона № 115 – ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» при предоставлении "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата""дата", "дата" необходимых сведений в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) в уполномоченный орган представил недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, по коду вида операции "номер" «сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю».
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регулируются Федеральным законом РФ от 07 августа 2001 года № 115 – ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Нормы данного Закона регулируют отношения в том числе граждан РФ, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии со статьей 4 названного Закона является организация и осуществление внутреннего контроля – деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В порядке требований статьи 5 Федерального закона № 115 – ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 7 названного закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции предусмотренные названным подпунктом сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Обязательному контролю согласно статье 6 Федерального закона № 115 – ФЗ подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает её.
Под обязательным контролем, согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ, понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 названного Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В методических рекомендациях по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю (группа кодов "номер"), утверждённых Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам Протоколом заседания Комитета "номер" от "дата" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1.1. статьи 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом. Поэтому сообщение по коду "номер" формируется в отношении договора (сделки), повлёкшего переход права собственности, а не платежа, независимо от того, совершались или не совершались через кредитную организацию платежи по указанному договору (сделке).
При осуществлении контрольных мероприятий установлено, что в проверяемом периоде КПК (Кооперативом) в обеспечение исполнения гражданами обязательств по договорам купли-продажи недвижимого имущества заключены договора займа денежных средств с их целевым назначением. При направлении соответствующих сообщений в уполномоченный орган, Кооперативом указанные операции, совершенные с клиентами Кооператива, признаны подлежащими обязательному контролю.
По результатам рассмотрения представленной Кооперативом информации, что нашло свое подтверждение в материалах дела, установлено предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Выявлено неверное указание сторон сделок, даты их совершения, нарушения в указании адреса и паспортных данных сторон. Фактически при предоставлении необходимой информации при ошибочном указании осуществлена подмена сведений о сделках с недвижимым имуществом, совершенных клиентами КПК, со сделками по выдаче займов.
Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ КПК «наименование» обязанность по представлению сведениях об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях возложена на ответственного сотрудника (п.5.1.3 Правил).
К должностным обязанностям специального должностного лица в соответствии с должностной инструкцией от "дата""номер" отнесены организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом № 115 – ФЗ.
Приказом КПК «наименование» от 30 марта 2015 года № 3-В специальным должностным лицом с "дата" назначен ФИО1
Предоставление ФИО1 как ответственным лицом недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что следует из представленных доказательств и установлено в ходе судебного разбирательства, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и свидетельствует об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности, законности оспариваемых постановлений судьи и должностного лица.
Доводы жалобы, в которых ФИО1 настаивает на том, что в законе четко не прописаны графы подлежащие заполнению ФЭС, порядок заполнения ФЭС по кодам не регламентирован, и, как следствие, с учётом изложенных обстоятельств он не подлежит административной ответственности, ошибочны.
Порядок предоставления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У.
Пунктом 1 Порядка к некредитным финансовым организациям отнесены, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.
Согласно пункту 2 настоящего Порядка сведения об операции, подлежащие обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
В силу положений пункта 8 Положения сведения и информация, указанные в пунктах 2-7 настоящего Указания, представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.
На основании пункта 18 Положения перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, приведены в приложении к настоящему Указанию.
Согласно приложению ФЭС состоит из служебной и информационной частей. Информационная часть ФЭС, содержащего информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, формируется из показателей таблицы 2 настоящего приложения, в которой помимо даты совершения, выявления (приостановлении) операции, подлежат обязательному указанию код вида операции в соответствии с форматами ФЭС, размещенными на официальном сайте Банка России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также данные обо всех документах, являющихся основанием и подтверждением совершения операции.
Приведённые требования ФИО1 как ответственным лицом выполнены не были. Применительно к установленным требованиям закона обязанность по предоставлению необходимой и подлежащей обязательному предоставлению информации ФИО1 не обеспечена.
Изложенное свидетельствует о том, что специальным должностным лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно допущено неисполнение законодательства РФ в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Факт совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оценка которым дана судом в порядке требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на установление их относимости, допустимости и достаточности.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных в части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
Назначенное ФИО1 административное наказание с применением части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях отвечает установленным принципам назначения наказания, определено с учётом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности и объекта посягательства, личности привлекаемого лица.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобождения ФИО1 как должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, на чем в жалобе настаивает заявитель, не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не позволяет признать его малозначительным.
При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены оспариваемого решения и выводов судьи не опровергают, оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев