ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
07 мая 2018 года г. Уфа РБ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Абдуллине Р.В.,
с участием Рамеевой С.М. лица, привлеченного к административной ответственности,
Закирова А.М. – представителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рамеевой С.М. на решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года, которым:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан №20-16/1 от 06 февраля 2018 г. о привлечении Рамеевой ... к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ изменено, размер назначенного штрафа снижен до 5000 рублей,
УСТАНОВИЛА
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан №20-16/1 от 06 февраля 2018 г. должностное лицо – главный бухгалтер ...... Рамеева С.М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан №20-16/1 от 06 февраля 2018 г. в отношении Рамеевой С.М. по ст.15.15.6 КоАП РФ изменено, размер назначенного штрафа снижен до 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Рамеева С.М. просит постановление должностного лица от 06 февраля 2018 г. и решение судьи от 28 марта 2018 г. отменить, т.к. она не является субъектом указанного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что ею совершены незначительные нарушения, в соответствии со ст.2.5 КоАП РФ она не может нести административную ответственность за допущенные ею нарушения, не дана оценка ее доводам об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения.
В судебном заседании Рамеева С.М. поддержала доводы своей жалобы, представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Закиров А.М. просил вынесенное решение судьи оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О бухгалтерском учете" под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу ст. 5 ФЗ "О бухгалтерском учете" являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Согласно ст. 13 Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.
Из материалов дела усматривается, что в ... была проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства в финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января 2016 года по 30 июня 2017 года.
Проверкой установлено, что в 2016 году при формировании первоначальной стоимости основного средства (шлагбаума) в учете ... (далее Управление) не учтена стоимость работ по монтажу этого шлагбаума на сумму 17000 рублей, а также стоимость материалов, необходимых для приведения объекта в состояние, пригодное к использованию, на сумму 3000 рублей, что повлекло за собой предоставление недостоверной отчетности Управления по состоянию на 01 января 2017 года;
в учете Управления за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в результате завышения срока полезного использования 10-ти объектов нефинансовых активов недоначислена амортизация в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации на сумму 53208 рублей;
в учете Управления в 2016 году немаркированные конверты на счете 010536340 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» не отражались на сумму 14536 рублей 41 коп.;
что является нарушением требований ст.162, п.4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 10, ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.п.4,23,44,47,118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, п.21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п.п.16,96,166 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Указные нарушения допущены в Управлении в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны ... Рамеевой С.М. за правильным отражением операций в учете Управления, вследствие чего было допущено предоставление недостоверной отчетности.
Документов, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения должностных полномочий по выполнению контроля за предоставлением достоверной бюджетной отчетности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан не предоставлено.
Факт совершения должностным лицом – ... Рамеевой С.М. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 января 2018 года, материалами проверки.
Должностным лицом и судьей первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях должностного лица – ...... Рамеевой С.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Довод жалобы Рамеевой С.М. об отсутствии в ее действиях умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, является несостоятельным.
Рамеева С.М., осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, наделенная правом первой подписи бухгалтерских и расчетных документов в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства.
Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ... Рамеевой С.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Ссылка Рамеевой С.М. на положения ст.2.5 КоАП РФ необоснованна, т.к. в случае когда административное правонарушение совершено военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, они несут административную ответственность на общих основаниях, т.е. в силу требований ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ соответствующие лица несут административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные, в том числе главой 15 КоАП РФ (ст.15.15.6 КоАП РФ).
Иные доводы жалобы не основаны на нормах действующего законодательства, имеют своей целью уйти от наказания за совершенное правонарушение.
Все доказательства, собранные по делу, судьей первой инстанции оценены правильно, с учетом норм ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений материального и процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 18 марта 2018 г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Рамеевой С.М. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л А
Решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года, вынесенное в отношении главного бухгалтера ...... Рамеевой С.М., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Рамеевой С.М. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Харламов Д.А.
дело №21-475/2018