ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-47/2013 от 17.04.2013 Липецкого областного суда (Липецкая область)





ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД





Судья: Холина Н.В. дело № 21-47/2013



РЕШЕНИЕ

г. Липецк 17 апреля 2013 года



Судья Липецкого областного суда Фомина Н.В.,, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 на решение Советского районного суда г. Липецка от 13 марта 2013 года

установил:



Постановлением заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 30.11.2012 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.



Решением Советского районного суда г. Липецка от 13 марта 2013 года,   вышеуказанное постановление должностного лица было оставлено без изменения.



В жалобе лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1, просит об отмене обжалуемого решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.



Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1, поддержавшую положения своей жалобы, представителей Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области по доверенности ФИО2 и ФИО3, возражавших против доводов жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.



В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.



В силу пунктов 1, 3, 6 статьи 60 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в том числе посредством: 1) утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями; 2) государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 3) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" включены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.



Согласно части 2 статьи 63 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.



Пунктом 2 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года N 865 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, исходя из следующих принципов:

а) возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;

б) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;

в) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.



В силу пункта 2.1. Методики определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденной приказом Федеральной службой по тарифам от 11.12.2009 года N 442-а, предельные оптовые надбавки к ценам на ЖНВЛС устанавливаются для организаций оптовой торговли лекарственными средствами, предельные розничные надбавки для аптечных учреждений, осуществляющих реализацию ЖНВЛС на территории субъекта Российской Федерации. Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на ЖНВЛС устанавливаются в процентах, дифференцированных по стоимости, исходя из фактической цены производителя, с учетом региональных особенностей в субъекте РФ.

Под фактической отпускной ценой производителя понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного средства в сопроводительной документации на товар (в накладных и т.п.), а иностранным производителем лекарственного средства - в сопроводительной документации на товар (в счете-фактуре и т.п.), на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).



Приказом от 25.02.2010 года N 5 Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуемые предприятиями и организациями всех форм собственности, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей" установлены предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, согласно приложению: оптовые надбавки до 50 руб. - 12%, свыше 50 руб. до 500 руб. - 10%, свыше 500 руб. - 7,2%; розничные надбавки до 50 руб. - 23%, свыше 50 руб. до 500 руб. - 18%, свыше 500 руб. - 12%.



В соответствии с пунктом 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.



Судом установлено, что ФИО1 является начальником фармацевтической службы ООО «Предприятие «Управляющая компания» (л.д.59). Согласно приказу на нее возложена ответственность за порядок формирования розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в силу данного приказа и должностной инструкции на нее также возложена обязанность по контролю за  соблюдением порядка формирования розничных цен на медицинскую продукцию (л.д. 57-58, 60). Следовательно, именно она является должностным лицом, несущим ответственность за порядок формирования розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в ООО «Предприятие «Управляющая компания», что никем не оспаривается.



В период с 08 по 11 октября 2012 года Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с Управлением Росздравнадзора по Липецкой области проведена ежегодная плановая проверка за соблюдением порядка формирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в ООО «Предприятие «Управляющая компания», осуществляющего фармацевтическую деятельность, в том числе, в аптеках, расположенных в городе Липецке по адресам: ул. Теперика, 19; ул. Филипченко, 15; пр. Победы 19 «а».



Судом установлено, что в ходе данной проверки Управлением потребительскою рынка и ценовой политики Липецкой области и Управлением Росздравнадзора по Липецкой области выявлены нарушения порядка формирования цен на ЖНВЛП в трех аптечных учреждениях, расположенных в городе Липецке по адресам: пр. Победы, д. 19 «а», ул. Теперика <...>.



Постановлением заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 22.10.2012 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за нарушение порядка ценообразования на ЖНВЛП в аптечных организациях ООО «Предприятие «Управляющая компания», расположенных по адресу: <...>



Согласно акту проверки Управления Росздравнадзора по ЛО от 11.10.2012 года -раздел 11, протоколу об административном правонарушении от 26.11.2012 года - в аптечной организации по проспекту Победы д. 19 «а» выявлены нарушения, порядка ценообразования на ЖНВЛП, розничные цены превышают максимальные предельно допустимые расчетные цены по региону: лекарственный препарат «Глидиап таблетки 80 мг № 60», реализуется по цене 131.90 рублей. Завышение цены за единицу реализованной продукции составило 14 рублей 62 копеек. На момент проверки в реализации находилось 2 упаковки препарата (л.д. 12-23, 38-41).



26.11.2012 года в отношении ФИО1 вновь было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.



Поводом к возбуждению дела послужила информация, полученная от Управления Росздравнадзора по Липецкой области от 12.10.2012 года, в которой сообщалось о выявленном факте нарушения ООО «Предприятие «Управляющая компания» порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемых населению в аптеке, расположенной по адресу г. Липецк, пр-т. Победы, д. 19а, встроено-пристроенное помещение.



Проверив представленную информацию, которая нашла подтверждение в ходе дополнительной внеплановой проверки, постановлением заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 30.11.2012 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 50000 рублей.



Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Управления Росздравнадзора по ЛО № 142/12 от 11.10.2012 года (л.д. 12-35), протоколом об административном правонарушении № 90/2012-КЦ от 26.11.2012 года (л.д. 38-39), письменными объяснениями ФИО1, согласно которым она с вменяемым ей административным правонарушением не согласна, вместе с тем, не отрицает факта нарушения ценообразование на лекарственное средство «Глидиаб», относящегося к ЖНВЛП, но связывает данное правонарушение с невнимательностью бухгалтера которая исполняла ее обязанности во время ее очередного отпуска (л.д. 40, 66), трудовым договором с ФИО1 и дополнительным соглашением к указанному трудовому договору (л.д.61-65), копиями договора поставки товара, товарной накладной с протоколом согласования цен, счетом фактурой (л.д. 78-104), а также другими доказательствами по делу.



Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в их совокупности.



При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, обоснованно оставил без изменения постановление заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО4 от 30 ноября 2012 года № 73/2012-КЦ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.



Доводы о том, что в данном случае имеет место повторное привлечение ФИО1 к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, по одному и тому же факту, выявленному в рамках одной проверки, уже был предметом рассмотрения суда и ему дана надлежащая оценка.



Как правильно указал суд, плановые проверки проводились различными органами на различные предметы и в различных местах. Органом, который в силу закона наделен полномочиями по осуществлению контроля соблюдения порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемых населению в аптеках и наделенным правом привлечения к административной ответственности виновных лиц является Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. Выявив нарушения в двух проверяемых аптеках, принадлежащих ООО «Предприятие «Управляющая компания» Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области вправе было принимать решение о привлечение к ответственности виновное лицо, каковым являлось начальник фармацевтической службы ФИО1. Этим закончилась плановая проверка.

Последующее возбуждение дела об административном правонарушении в отношении подобного нарушения, выявленного в другой аптеке, в которой не проводилась плановая проверка, никак нельзя считать следствием первичной плановой проверки, поскольку объектом такой проверки аптека, расположенная по адресу г. Липецк, пр-т. Победы, д. 19а, не являлась.



Ссылки на то, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку лекарственное средство поступило в аптеку 03.12.2009 г.,  а  согласно п. 2 Приказа управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 25.02.2010 года № 5 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуемые предприятиями и организациями всех форм собственности, а также физическими лицами, зарегистрированными качестве предпринимателей», остатки лекарственных средств, закупленных до введения действие настоящего приказа, переоценке не подлежат и реализуются по ранее установленным ценам,   в связи с чем,  цена на лекарственный препарат была сформирована ФИО1 правильно и пересчету не подлежала, несостоятельны.



Действительно П. 2 Приказа от 25.02.2010 года N 5 управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуемые предприятиями и организациями всех форм собственности, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей" установлено, что остатки лекарственных средств, закупленных до введения в действие настоящего приказа, переоценке не подлежат и реализуются по ранее установленным ценам.

Вместе с тем, данное положение противоречит п. 9 постановления Правительства РФ от 08.08.2009 года N 654, в котором указано, что предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные до вступления в силу п. 1 настоящего постановления (до 01.01.2010 года), подлежат государственной регистрации (перерегистрации) до 01 апреля 2010 года в соответствии с методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденной МЗ и социального развития РФ совместно с Федеральной службой по тарифам.



Таким образом, государственная регистрация (перерегистрации) лекарственных препаратов, находящихся на реализации в аптеке расположенной по адресу г. Липецк, пр-т. Победы, д. 19а, независимо от даты поступления на реализацию, должна была быть проведена после включения в государственный Реестр предельной цены производителя указанного лекарственного препарата в январе 2012 года, поскольку « Глидиаб» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов / ЖНВЛП/.



Доводы о ненадлежащем извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела, несостоятельны.



В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, и в его отсутствие может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если у суда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у суда до рассмотрения дела должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.



Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 было назначено судьей Советского районного суда г. Липецка на 13 марта 2013 года на 15 часов 30 минут (л.д. 184).

21 февраля 2013 года судебная повестка о рассмотрении административного дела в отношении ФИО1 была направлена в адрес лица привлекаемого к административной ответственности.



27 февраля 2013 года данная судебная повестка возращена почтовым отделением в адрес суда с отметкой «за истечением срока хранения» (л.д.185-186).

Таким образом, установлено, что ФИО1 заблаговременно было направлено извещение с указанием даты и времени судебного заседания, следовательно, суд принял все меры для вызова в судебное заседание ФИО1 и правомерно рассмотрел дело в ее отсутствие, поскольку у ФИО1 имелась возможность получить уведомление на почте и явиться в судебное заседание.



Поскольку каких-либо ходатайств об извещении по иному адресу и об отложении рассмотрения дела от ФИО1 не поступало, то отсутствовали также и основания для отложения рассмотрения дела.



При рассмотрении настоящего дела нарушений норм процессуального права при рассмотрении жалобы судом не допущено, в связи с чем, законных оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.



Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд



решил:



Решение Советского районного суда г. Липецка от 13 марта 2013 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.



Судья Н.В. Фомина