ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-48 от 20.03.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-48 судья Сайкова М.Н. 2014 год

РЕШЕНИЕ

20 марта 2014 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Шумаков С.А. при секретаре Джукаеве А.А., рассмотрев дело по жалобе защитника Гусева И.В. – Бенеманской А.А. на решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 15 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора <данные изъяты> - Гусева И.В.,

у с т а н о в и л :

постановлением и.о. начальника межрайонной ИФНС России по Тверской области ФИО1от 15 ноября 2013 года генеральный директор <данные изъяты> - Гусев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 15 января 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника Гусева И.В. – Бенеманской А.А. без удовлетворения.

В своей жалобе защитник Гусева И.В. – Бенеманская А.А. ставит вопрос об отмене указанного постановления. В обоснование жалобы указывает, что <данные изъяты> не имеет обязанности открывать специальный банковский счет. Исходя из смысла ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 3 ФЗ №103 от 03.06.2009 Общество не является платежным агентом. Из-за расширительного толкования закона Межрайонной ИФНС, Общество было подвергнуто административному наказанию. ОАО «Тверьавтотранс» не является платежным агентом, так как его деятельность и порядок расчета с Перевозчиками (поставщиками) не отвечает указанным признакам деятельности платежного агента, поскольку заключило ряд договоров на оказание услуг по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусных маршрутах междугороднего и пригородного сообщения, как с индивидуальными предпринимателями, так и с юридическими лицами. В пунктах вышеуказанных договоров наряду с остальными обязательствами Общества, существуют обязательства по продаже билетов и багажных квитанций Перевозчика на территории Автовокзала, организуя работу касс согласнодействующему расписанию пути следования автобусов от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта. Исходя из обязательств по договорам, Общество оказывает Перевозчикам (Поставщикам) целый комплекс услуг при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусных маршрутах междугороднего и пригородного сообщения, без которых перевозка пассажиров (плательщиков) была бы невозможна. В соответствии с разделом 3 договоров на оказание услуг по организации

регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусных маршрутах междугороднего и пригородного сообщения за оказываемые по настоящему договору услуги Перевозчик ежемесячно уплачивает автовокзалу вознаграждение в размере: 18% ( в т.ч. НДС) от стоимости реализованных билетов на автобусы, не позднее 10-го числа каждого месяца, следующего за истекшим. Сумма, получаемая Обществом при продаже билетов, не является платежом, получаемым агентом в соответствии с ФЗ №103 от 03.06.2009, так

в п. 2 ст. 2 ФЗ №103 установлено, что плательщик это физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Однако на момент покупки билета у пассажиров нет денежных обязательств перед Перевозчиками, в то время как платежный агент, исходя из смысла ФЗ № 103 от 03.06.2009, принимает денежные средства в оплату уже имеющихся обязательств по ранее заключенному договору между поставщиком и плательщиком. Наоборот, при покупке билета у Перевозчика и Автовокзала возникают обязательства перед пассажирами. В соответствии с ФЗ №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Автовокзал оказывает ряд услуг без взимания платы. Тем не менее, в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 03.05.2013 № 221-пп «Об утверждении порядка регулирования тарифов на перевозки пассажиров транспортом общего пользования» при расчете тарифа на перевозку пассажиров учитывается общехозяйственные расходы перевозчика на услуги автовокзалов (автостанций). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, расходы на оплату услуг автовокзала косвенно возложены на конечного потребителя. <данные изъяты> участвует в организации перевозки и оказывает целый ряд услуг Перевозчикам, поэтому удерживаемое автовокзалом вознаграждение не является вознаграждением, а является платой за оказываемые Автовокзалом перевозчикам услуги. Считает, что на <данные изъяты> не распространяется действие ФЗ №103 от 03.06.2009, привлечение <данные изъяты> к административной ответственности по ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно, ввиду отсутствия у последнего статуса платежного агента, в связи с осуществлением ими иного вида деятельности, чем платежный агент. Договоры между Автовокзалом и Перевозчиками не были исследованы в ходе проверки, они не содержатся в материалах дела об административном правонарушении. Неоднократно проводимые в <данные изъяты> проверки исполнения законодательства контрольно-кассового обслуживания, и ревизионной службой собственника, внешним аудитором, не указывали на обязанность Обществом открывать специальный банковский счет, предусмотренный ФЗ №103 от 03.06.2009. Помимо всего, Гусев И.В., как директор общества вступил в свои обязанности с 06.04.2013 года, а необходимость пользования специального банковского счета для осуществления расчетов возникла с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, его вины в неисполнении предполагаемой обязанности нет. В ходе проверки Межрайонной ИФНС по Тверской области, в нарушение ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были установлены обстоятельства, имеющие значения для дела. Просит суд обжалуемое постановление признать незаконным.

Проверив материалы дела, выслушав генерального директора <данные изъяты> - Гусева И.В., его представителя – Бенеманскую А.А.; представителя межрайонной ИФНС России по Тверской области, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами" от 03.06.2009 N 103 платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Платежный субагент - платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей, физических лицо.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно положениям ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 27.06.2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Как следует из материалов дела, в период с 30 сентября 2013 года по 23 октября 2013 года Межрайонной ИФНС по Тверской области была проведена проверка в отношении <данные изъяты> на предмет выполнения Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе» за период деятельности Общества с 16 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года. В результате проверки, 25 октября 2013 года заместителем начальника межрайонной ИФНС по Тверской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено постановление от 15 ноября 2013 года о привлечении должностного лица - генерального директора <данные изъяты> Гусева И.В. к административной ответственности за указанное правонарушение, с указанием в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Соответственно, по мнению налогового органа, общество являлось платежным агентом, получающим денежные средства плательщиков за оказываемые услуги на основании договоров об оказании услуг по транспортно-пассажирским перевозкам.

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 1 ст. 1 ФЗ № 103 от 03.06. 2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. В ст. 2 Закона № 103-ФЗ определены, в том числе, следующие понятия: - плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; - платежный агент -юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; - оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Как следует из ч.ч. 14,15 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Из части 14 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ следует, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются (часть 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ).

Из постановления налогового органа следует, что привлечение к административной ответственности произведено за то, что общество, являясь платежным агентом, не использовало специальный банковский счет в нарушение требования части 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, у <данные изъяты> заключен договор об оказании услуг по транспортно-пассажирским перевозкам от 14 мая 2012 года, предметом которого является оказание <данные изъяты> услуг при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа с использованием своей инфраструктуры.

Обязанности общества оговорены в пунктах 2.1.1- 2.1.10 договора.

Проанализировав содержание договора, прихожу к выводу, что договор не содержит обязательств общества по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение их денежных обязательств перед поставщиком по оплате услуг.

Вместе с тем из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги -приема платежей.

На основании пункта 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 29 сентября 1997 года, деятельность автовокзала предусматривает оказание самостоятельных услуг пассажирам.

Таким образом, основной функцией <данные изъяты> является организация обслуживания пассажиров при осуществлении регулярных перевозок для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских автоперевозках. При распространении билетов <данные изъяты> действует от своего имени, принимает от физических лиц денежные средства, и в обмен на них, передает билет. При этом обязательство по оплате у физических лиц возникает исключительно в момент покупки билета, в то время как платежный агент принимает денежные средства в оплату уже имеющихся обязательств по уже заключенному договору между поставщиком услуг и физическим лицом. Таким образом, в случае если прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре, посредник не является платежным агентом, так как принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Общество на основании возмездного договора осуществляет оказание услуг перевозчику и самостоятельно оказывает услуги автовокзала пассажирам, получая за это вознаграждение, а не принимает платежи.

Следовательно, выводы суда о наличии в действиях Гусева И.В. состава указанного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника межрайонной ИФНС России по Тверской области ФИО1от 15 ноября 2013 года и решение Пролетарского районного суда г. Твери от 15 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора <данные изъяты> - Гусева И.В., подлежат отмене.

Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление и.о. начальника межрайонной ИФНС России по Тверской области ФИО1от 15 ноября 2013 года и решение Пролетарского районного суда г. Твери от 15 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора <данные изъяты> - Гусева И.В., отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях генерального директора <данные изъяты> - Гусева И.В. состава административного правонарушения.

Судья С.А. Шумаков