ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-48 от 24.02.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-48 судья Синюхин Р.С. 2016 год

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Коржилова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Конаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Коржилова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ОАО «<данные изъяты>» (далее – ОАО «<данные изъяты>», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.7-10).

Решением судьи Конаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Коржилова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ изменено, из описательно-мотивировочной части постановления исключен вывод о не проведения экспертизы технического устройства - насоса для перекачки мазута Ш-80-25, а также нарушений порядка разработки «Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», в остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения (л.д.141-150).

Не согласившись с вышеуказанным решением судьи, ФИО1 подал жалобу в Тверской областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение суда, а производство по делу прекратить. Критикуя выводы судьи о законности и обоснованности постановления должностного лица, указывает, что здание мазутонасосной введено в эксплуатацию в 1963 году, то есть срок эксплуатации более 20 лет, в период с 2010 по 2012 годы Ростехнадзором проведено 5 проверок, при которых предписаний по насосам ГСМ никаких не было, кроме того насосы для перекачки и подачи мазута РЗ=60, Ш-80-25 не эксплуатируются. Штат склада ГСМ сокращен в 2014 году после демонтажа мазутных резервуаров № 1, 3, 4, а оставшийся единственный резервуар для хранения мазута приказом от ДД.ММ.ГГГГ выведен из эксплуатации и законсервирован до его демонтажа. При очередной экспертизе был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации, и в настоящее время демонтирован аварийно спасательной службой ТРОО «<данные изъяты>» по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что поскольку склад ГСМ не эксплуатируется, штат отсутствует, технические устройства отглушены, то очередной проверки знаний по специальным требованиям промышленной безопасности членов аттестационной комиссии, срок аттестации которых истек в январе 2015 года, проводить не требовалось. Полает, что его действия не могут создавать угрозу и причинение вреда обществу (л.д.155-158).

Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, исследовав другие представленные по делу доказательства, выслушав ФИО1 и его защитника Романову С.Ю., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, оснований для отмены или изменения оспариваемого решения судьи не нахожу.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В ч. 1 ст. 9 названного Закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности; условий лицензирования в области промышленной безопасности.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ЖКХ Редкино» (ИНН , КПП , ОГРН ), расположенное по адресу: <адрес>, имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию опасного производственного объекта (класс опасности III) - «Склад горюче-смазочных материалов», рег. , на основании которой осуществляет использование опасного горючего вещества (мазут), по адресу: <адрес>.

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с должностными лицами Центрального управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ проверена внеплановая выездная проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности на опасном производственном объекте ОАО «<данные изъяты>».

По результатам проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности и государственным инспектором Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ составлена соответствующая справка (л.д.148-154), направленная заместителю прокурора Тверской межрайонной прокуратуры, с последующим вручением её копии ФИО1

Заместителем Тверского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного инженера ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» ФИО1 При возбуждении дела об административном правонарушении заявитель присутствовал, положения ст. 51 Конституции РФ, ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ разъяснялись, давал объяснения, копия процессуального документа вручена (л.д.76-81, 112-113).

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Коржиловым В.Е., с участием ФИО1, и вменено нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 7, ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 6, 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Ростехнадзором 14 ноября 2013 года № 538, зарегистрированных Минюстом 26 декабря 2013 года, рег. № 30855, п. 4, 10, 13 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 37 от 29 января 2007 года, п. 7 «Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденной Ростехнадзором за №233 от 06 апреля 2012 года, а именно:

- не проведена экспертиза промышленной безопасности применяемого на объекте здания мазутонасосной, введенной в эксплуатацию в 1963 году, в связи с тем, что в технической документации отсутствуют данные о
сроке службы, а фактический срок службы превышает двадцать лет;

- не проведена экспертиза промышленной безопасности применяемых на объекте технических устройств насосы для перекачки мазута Р3=60, Ш-80-25), введенных в эксплуатацию в 1963 году;

- нарушен порядок разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и требования к содержанию этого плана, установленные Правительством
РФ, а представленный «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», утвержденный 18 ноября 2010 года, не соответствует предъявляемым требованиям;

- штат опасного производственного объекта «Склад горюче-смазочных материалов» не укомплектован работниками в соответствии с
установленными требованиями;

- не проведена подготовка и аттестация руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность на объекте, по специальным требованиям промышленной безопасности в области (Б. 1.3) эксплуатации объектов нефтепереработки руководящего состава и инженерно-технического персонала.

Решением судьи городского суда постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено из объема вмененного правонарушения не проведение экспертизы технического устройства - насоса для перекачки мазута Ш-80-25, и нарушение «Порядка разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», и в остальном оспариваемое заявителем постановление оставлено без изменения.

Принимая во внимание, что государственным инспектором Ростехнадзора Коржиловым В.Е. решение судьи не оспаривалось и ввиду невозможности ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, то в обсуждение виновности главного инженера ФИО1 в не проведении экспертизы промышленной безопасности применяемых технических устройств насосов и нарушение порядка разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не вступаю.

Вопреки доводам жалобы факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-81), лицензией на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ серия (л.д.237-238), свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ опасных производственных объектов (в том числе склад ГСМ), эксплуатируемых ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» АВ 055418 (л.д.231), картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (л.д.232-236), справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.248-254), Заключением экспертизы промышленной безопасности ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, рег. (л.д.114-122), справкой ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), штатным расписанием ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 44-45), должностной инструкцией главного инженера ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ с подписью об ознакомлении ФИО1 (л.д.88-91), утвержденным ДД.ММ.ГГГГ графиком проведения аттестации руководящих работников и специалистов ОАО «ЖКХ <данные изъяты>», в том числе главного инженера ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, инженера по ОТ и ТБ Зубаревой Л.А. – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127).

Доводы заявителя на то, что Ростехнадзором ранее ДД.ММ.ГГГГ году (Акт проверки ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» - л.д.13-21), ДД.ММ.ГГГГ году (Акт проверки - л.д.22-30) и в последующем ДД.ММ.ГГГГ в (Акт проверки - л.д.196-211) нарушений промышленной безопасности не установлено, а также ликвидация ДД.ММ.ГГГГ оборудования Склада ГСМ, не свидетельствуют как об отсутствии нарушений правил промышленной безопасности, установленных ДД.ММ.ГГГГ, так и об отсутствии состава, вмененного правонарушения.

Доказательств, опровергающих данные справки о том, что в ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» не проведена подготовка и аттестация руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность на объекте, по специальным требованиям промышленной безопасности, не предоставлялось ни при рассмотрении дела государственным инспектором Ростехнадзора, ни в суд первой инстанции, таковых не поступило в областной суд ни с жалобой, ни при рассмотрении в судебном заседании.

При рассмотрении дела государственным инспектором и судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установил все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применил положения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, дал надлежащую юридическую оценку действиям должностного лица – главного инженера Общества ФИО1 и сделал обоснованный вывод о законности его привлечения к административной ответственности.

Иные доводы жалобы, адресованной в областной суд, аналогичны доводам заявителя при обращении в городской суд и являлись предметом рассмотрения и проверки в суде первой инстанции, и не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время, как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.

При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и городской судья правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях главного инженера ОАО «ЖКХ <данные изъяты>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом, городским судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается.

То обстоятельство, что решением Арбитражного суда <адрес> дело от ДД.ММ.ГГГГ постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ отменено, в связи с тем что вмененное Обществу правонарушение в силу ст. 2.9 КоАП РФ признано малозначительным, не свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемых Ковтонюком А.П. постановления должностного лица и судебного акта.

Из диспозиции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, могут быть как должностные, так и юридические лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также приведенные выше доказательства, следует сделать вывод о том, что действия Ковтанюка А.И. как должностного лица – главного инженера ОАО «ЖКХ Редкино» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и его виновность в совершении административного правонарушения доказана.

Из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что закрепленная в нем норма является диспозитивной и заключается в оценочности выводов суда, органа или должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, направленной на определение характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения и социальной значимости охраняемых общественных отношений.

Исходя из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, полагаю, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Отсутствие каких-либо последствий не соблюдением установленных норм и правил промышленной безопасности значения не имеет. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства. Данное правонарушение посягало на установленный и охраняемый государством порядок в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ соблюден.

Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Коржилова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья И.В.Яшина