ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-480 от 21.10.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21-480

Судья - Дурягина М.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

21 октября 2019 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Бескищенко В. В., действующего в интересах акционерного общества «Тандер», на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 02 августа 2019 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск № 744/27-05-05 от 26 июня 2019 года юридическое лицо - акционерное общество «Тандер» (далее - АО «Тандер», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 02 августа 2019 года постановление административного органа от 26 июня 2019 года изменено, из объема обвинения АО «Тандер» исключено указание о нарушении им пункта 10.5.4 Правил благоустройства, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник АО «Тандер» Бескищенко В.В. просит вынесенные в отношении Общества акты отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что проверка в отношении Общества проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Полагает, что постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным административным органом.

Считает, что Общество субъектом вмененного ему административного правонарушения не является, т.к. доказательств принадлежности Обществу мусорных контейнеров, а также складирования АО «Тандер» крупногабаритных отходов в материалах дела не имеется, поэтому факт совершения правонарушения не доказан.

В судебное заседание не явились законный представитель АО «Тандер», защитник Общества Бескищенко В.В., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закона № 401-01-ЗМО) нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства).

В силу пункта 10.1.3 Правил благоустройства правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Пунктом 10.2.4.1 Правил благоустройства определено, что в весенне-летний период содержание и уборка объектов благоустройства предусматривает рыхление и уборку складированного снега, подметание, мойку, поливку покрытий поверхностей, сбор и вывоз отходов производства и потребления с объектов благоустройства, выкос травы.

В силу пункта 10.2.4.2 Правил благоустройства объекты благоустройства должны быть очищены от отходов производства и потребления, грунтово-песчаных наносов.

Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.

Как установлено судьей и следует из материалов дела об административном правонарушении в 09 часов 27 минут 14 мая 2019 года в ходе обследования территории Первомайского административного округа города Мурманска на территории земельного участка с кадастровым № ..., на котором расположено строение №13 по улице Шабалина в городе Мурманске выявлено, что территория захламлена твердыми коммунальными отходами, в том числе крупногабаритными, отходы размещены вне специально оборудованных мест (бункеры, специальные площадки для складирования КГО).

По результатам проверки составлен акт от 14 мая 2019 года с приложением фотоматериалов и план-схемы земельного участка.

Согласно договоров аренды нежилых помещений от 13.12.2018 №№ ... правообладателем части указанного здания с кадастровым номером _ _ , является АО «Тандер», которое арендует объект - части нежилого помещения: на ... осуществляет в нем торговую деятельность посредством магазина «Магнит» (розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также иными сопутствующими группами товаров).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 31 мая 2019 года в отношении АО «Тандер» протокола об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО.

Выводы административной комиссии и судьи районного суда о виновности АО «Тандер» в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушение пунктов 10.2.4.1, 10.2.7.5 Правил благоустройства, а именно захламлении территории твердыми коммунальными отходами, в том числе крупногабаритными, которые размещены вне специально оборудованных мест, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия (бездействие) АО «Тандер» по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО квалифицированы правильно.

Проверяя правомерность привлечения Общества к административной ответственности, проанализировав положения вышеприведенного законодательства, договоров аренды от 13.12.2018 №№ МрмФ/70112/18, МрмФ/70106/18, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и фактические обстоятельства дела, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что АО «Тандер», как арендатор нежилых помещений для осуществления розничной торговли, используя прилегающую к зданию территорию, было обязан принять меры по недопущению нарушения Правил благоустройства, обеспечить контроль за проведением и выполнением работ в целях надлежащего содержания арендованного им имущества, а также земельного участка.

При этом вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы свидетельствовали о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших АО «Тандер» выполнять, как арендатору части помещений в здании, использующему прилегающий к нему земельный участок, обязанности по его содержанию, и принимать меры по недопущению нарушения Правил благоустройства, материалы дела не содержат.

Приведенные в жалобе доводы проверялись судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований для переоценки выводов судьи районного суда не имеется.

Представленными доказательствами достоверно подтверждено, что в результате бездействия АО «Тандер» допущено нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.

Мнение защитника Бескищенко В.В. в жалобе о том, что АО «Тандер» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, является ошибочным.

Так, материалами дела подтверждено ненадлежащее содержание прилегающей к зданию территории и мусорных контейнеров, а именно вынос, складирование твердых бытовых отходов и упаковочной тары вне специально отведенных мест (коробки, мусор находился рядом с контейнерами).

При этом судьей принято во внимание, что между АО «Тандер» и АО «Управление отходами» заключен договор от 01.01.2019 № 51/312/0000861 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках которого установлены два контейнера и пунктом 4.3.1 которого предусмотрено, что складирование твердых коммунальных отходов АО «Тандер» осуществляет в контейнеры.

Между тем, Обществом, как арендатором части здания в процессе осуществления деятельности которого (розничной торговли) образуются отходы, обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки и прилегающей к зданию территории не выполнена.

Ссылка в жалобе о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является необоснованной, поскольку правонарушение было выявлено не в рамках проведения проверки в отношении конкретного юридического лица - АО «Тандер», а в процессе реализации административным органом полномочий по вопросу соблюдения и исполнения Правил благоустройства на поднадзорной территории. При этом проверяемая территория административного округа к объектам, перечисленным в части 1 статьи 13.2 Федерального закона № 294, не относится. Проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом № 294-ФЗ, в отношении Общества как юридического лица в рассматриваемом случае не проводилось.

Довод жалобы о том, что постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным органом основан на неверном толковании норм законодательства.

В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», образуют действия (бездействие), нарушающие правила благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденные муниципальным нормативным правовым актом в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что АО «Тандер», обязанному обеспечить надлежащее содержание прилегающей к арендуемому зданию территории, на которой расположены контейнеры, вменено нарушение требований пунктов 10.2.4.1 и 10.2.7.5 Правил благоустройства, поэтому его действия (бездействие) правильно квалифицированы по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО, предусматривающей специальный признак объективной стороны правонарушения - нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил.

При таких обстоятельствах постановление о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности административной комиссией Первомайского административного округа муниципального образования города Мурманска, вынесено правомерно, как уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Является ошибочным мнение защитника в жалобе о том, что акт и приложенные к нему фотоматериалы не могут являться надлежащими доказательствами.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судьей районного суда в качестве доказательств по делу правомерно приняты во внимание составленный акт и фотоматериалы, которые содержат информацию, непосредственно относящуюся к обстоятельствам правонарушения, и имеют существенное значение для установления события вмененного АО «Тандер» административного правонарушения.

Из акта от 14 мая 2019 года следует, что обследование территории Первомайского административного округа города Мурманска проводилось в 09 часов 27 минут 14 мая 2019 года с применением цифрового фотоаппарата «...» серийный номер ....

Ставить под сомнение достоверность сведений изложенных в акте от 14 мая 2019 года с приложением фотоматериалов не имеется, поскольку они объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, оцененных судьей по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, порядок фото- и видеофиксации административного правонарушения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не определен, требований к техническому средству, не являющемуся специальным измерительным средством нормы названного Кодекса не содержат.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание АО «Тандер» назначено в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, и отвечает принципам справедливости и соразмерности.

Несогласие защитника Бескищенко В.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм подлежащего применению в деле законодательства не свидетельствует о том, что административным органом и судьей допущены существенные нарушения процессуальных норм административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления административного органа и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования города Мурманск № 744/27-05-05 от 26 июня 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 02 августа 2019 года, вынесенные в отношении АО «Тандер», по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 года «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, жалобу защитника Общества Бескищенко В.В. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица