ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-481/19 от 20.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-481/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 20 августа 2019 г.

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Ангарская нефтехимическая компания» Л. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области от 20 декабря 2018 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общество «Ангарская нефтехимическая компания»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области от 20 декабря 2018 г. АО «Ангарская нефтехимическая компания» (далее – АО «АНХК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. данное постановление должностного лица от 20 декабря 2018 г. оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО «АНХК» З. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник АО «АНХК» Л. просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области от 20 декабря 2018 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание законный представитель – генеральный директор АО «Ангарская нефтехимическая компания» З. и защитник Х., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника АО «АНХК» Л., действующего на основании доверенности от 1 июля 2019 г. прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно части статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац 1 части 2 статьи 51 № 7- ФЗ от 10.01.2002 г.).

В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, на основании Поручения Президента Российской Федерации от 14.08.2017 г. № Пр-1602 и Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой города Ангарска с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, Управления Росприроднадзора по Иркутской области, с участием сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области» и филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по Сибирскому Федеральному округу» на основании решений прокуратуры области от 31.08.2017 № 52, решений о приостановлении проверки от 23.10.2017 г., 15.11.2017 г., 22.11.2017 г. прокуратурой города Ангарска в период времени с 31.08.2017 г. по 23.10.2017 г., 14.11.2017 г., 21.11.2017 г., 20.12.2017 г.-22.12.2017 г. в отношении АО «АНХК» проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при осуществлении деятельности на Байкальской природной территории.

АО «АНХК» создано в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» и Указом Президента РФ от 17.11.1992 г. Номер изъят «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Согласно Уставу АО «АНХК», утвержденного решением единственного акционера ООО «Нефть-Актив» № 1 от 29.06.2015 г., цель общества является извлечение прибыли.

Основным видом деятельности АО «АНХК» является производство нефтепродуктов (ОКВЭД 19.20)

По результатам проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 1153428 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, территория АО «АНХК» НПЗ, принадлежит АО «АНХК» на праве аренды согласно договору аренды от 27.08.2003 г. Номер изъят, заключенного с администрацией Ангарского городского округа, и предоставлен для эксплуатации зданий, строений и сооружений нефтеперерабатывающего завода. Срок аренды до 26.08.2052 г. Категория земель: земли населенных пунктов.

На территории земельного участка в границах 200-метровой водоохраной зоны р. Ангара (между промышленной площадкой нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и р. Ангара) размещено производственное железобетонное сооружение - емкость общим объемом 12112 куб. м. на железобетонном основании - аварийный амбар объекта 101, по адресу: Иркутская область территория ОАО «АНХК» НПЗ № 12. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Номер изъят от Дата изъята право собственности на объект зарегистрировано за АО «АНХК».

Аварийный амбар объекта 101 и южные аварийные емкости, северная аварийная емкость входят в состав локальных очистных сооружений (установка 101). Установка объекта 101 в составе цеха 12 - цеха производственной канализации нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) введена в действие в 1960 году. Очистные сооружения установки 101 предназначены для приема и очистки от нефтепродуктов сточных вод от объектов НПЗ, завода масел (ЗМ), ППС и цеха № 1, 2 товарно-сырьевого производства (ТСП).

Проведенной проверкой в период с 31 августа 2018 г. по 22 ноября 2017 г. установлено, что аварийный амбар и южная аварийная емкость эксплуатируются (заполнены нефтесодержащими сточными водами). Северная аварийная емкость очищена, местами произрастает трава и древесно-кустарниковая растительность. Напротив, южной аварийной емкости, аварийного амбара и северной аварийной емкости вдоль береговой линии р. Ангара на расстоянии приблизительно 20-25 метров от уреза воды выявлено углубление в виде открытой траншеи глубиной до 3-х метров, шириной до 4-х метров, протяженностью приблизительно 0,6 км (перехватывающая траншея аварийных емкостей НПЗ). Траншея не оборудована материалами, обеспечивающими защиту земель (почву) от поступления загрязняющих веществ (нефтепродукты).

АО «АНХК» в рамках осуществления хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли, получаемой от реализации полученных нефтепродуктов, имея в собственности производственное железобетонное сооружение-емкость общим объемом 12 112 куб.м. на железобетонном основании – аварийный амбар № 101, который используется для хранения иных опасных химических веществ в виде отходов нефтепродуктов, не обеспечило соблюдение требований к охране и не выполнило предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации требования и обязательные мероприятия по улучшению земель, защите и предотвращению негативного воздействия отходов на почвы.

АО «АНХК» зная, что отходы нефтепродуктов, которые предприятие разместило, хранило и использовало в аварийном амбаре № 101 в своей хозяйственной деятельности на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, содержат химические вещества, которые являются для почвы, окружающей среды и людей, осознавая общественную опасность своих действий, выражающуюся в несоблюдении норм законодательства, регламентирующих порядок обращения с иными опасными химическими веществами в виде отходов нефтепродуктов, предвидя неизбежность наступления общественно – опасных последствий, выражающихся в оказании негативного воздействия на компоненты окружающей среды, продолжало эксплуатировать установки по своему назначению, при осуществлении своей хозяйственной деятельности допустило ухудшение качественных характеристик почвы на земельном участке с кадастровым номером 38:26:041301:0032, общей площади 5 147, 85 кв.м.

Таким образом, эксплуатация аварийного амбара объекта № 101 на поверхности названного земельного участка, в котором хранились иные опасные вещества в виде отходов нефтепродуктов, нарушение вышеуказанного законодательства РФ, повлекли причинение вреда окружающей среде, которое выразилось в существенном снижении почвенного плодородия, химическом загрязнении почвы нефтепродуктами.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; заключением по результатам участия специалистов Росприроднадзора по Иркутской области в выездной проверке соблюдения требований природоохранного законодательства АО «АНХК» от 15 сентября 2018 г.; актом проверки прокуратуры Иркутской области (прокуратуры г. Ангарска); от 22 декабря 2017 г. № 52 и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу Роспироднадзора по Иркутской области сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель при использовании упомянутого выше земельного участка, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей Ангарского городского суда Иркутской области при рассмотрении жалобы генерального директора АО «АНХК» З. доводы о незаконности постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области тщательно исследованы и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела и при его пересмотре не допущено.

Ссылка защитника АО «АНХК» Л. на то, что протоколы отбора проб почв и результаты испытаний, не могут являться доказательствами по делу, поскольку допущены нарушения, установленного действующим законодательством РФ порядка отбора проб, является несостоятельной.

В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 2 статьи 26.2 Кодекса). Перечень доказательств не является исчерпывающим.

Представленные в материалы дела протоколы отбора проб почв и результаты испытаний выполнены ФГБУ ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону. Испытательный центр ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону аккредитован и аттестован в соответствии с законодательством Российской Федерации (Аттестат аккредитации № Номер изъят от 27.07.2015). Квалифицированные сотрудники Испытательного центра проводили отбор проб и выполнение измерений в соответствии с методиками, а также проводили испытания образцов почв и подземных вод.

Таким, образом, указанные протоколы отбора проб почв и результаты соответствуют требованиям, установленным статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем оснований сомневаться в их допустимости не имеется.

Довод в жалобе о том, что на момент вынесения постановления должностным лицом истек срок давности привлечения АО «АНХК» к административной ответственности, отклонен судом Ангарского городского суда, поскольку обстоятельства послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной прокуратурой г. Ангарска, которая была окончена составлением акта проверки от 22 декабря 2017 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку правонарушение выявлено 22 декабря 2017 г., а постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 20 декабря 2018 г., суд апелляционной инстанции признал, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного законом срока: в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

Иные доводы жалобы защитника АО «Ангарская нефтехимическая компания» Л. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом Росприроднадзора по Иркутской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы судьей городского суда, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области от 20 декабря 2018 г. и решения судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «АНХК» не имеется.

Действия АО «АНХК» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении АО «АНХК» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание АО «АНХК» назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, является обоснованным и справедливым.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области от 20 декабря 2018 г. и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общество «Ангарская нефтехимическая компания» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Ангарская нефтехимическая компания» Л. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.

Судья П.И. Слепнёв