Судья Шайгузова Р.И. Дело № 21-483/2019(12-477/2019)
64RS0044-01-2019-003797-53
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2019 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев жалобу Багдасаряна А.А. на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 октября 2019 года по жалобе на постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области от 12 сентября 2019 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении учредителя общества с ограниченной ответственностью «Индор-Волга» Багдасаряна А.А.,
установил:
постановлением начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области от 12 сентября 2019 года Багдасарян А.А. как учредитель общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Индор-Волга» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 октября 2019 года жалоба Багдасаряна А.А. на постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Багдасарян А.А. просит состоявшиеся по делу решения отменить за отсутствием состава вмененного правонарушения ввиду отсутствия доказательств представления им в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также указывает, что он не может являться субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку юридическое лицо, учредителем которого он является, находилось на стадии регистрации на момент подачи сведений.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Замкова Н.В. поддержала жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения судьи, постановления и решения должностных лиц в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
На основании подпункта «а» статьи 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 14.2.05.60 Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31 января 2014 года № СА-4-14/1645@ в заявлении на регистрацию юридического лица должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Как следует из материалов дела, 01 октября 2018 года Багдасарян А.А. обратился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации создания юридического лица ООО «Индор-Волга», выступая в качестве учредителя данного общества, подтвердив в данном заявлении, что представленные им сведения являются достоверными. Однако при проведении регистрационных 04 октября 2018 года установлено, что Багдасарян А.А. представил в регистрирующий орган документы, содержащие недостоверные сведения о юридическом лице. Так, в качестве адреса регистрируемого юридического лица Багдасаряном А.А. было указано: <адрес>, тогда как в соответствии с гарантийным письмом ОАО «Саратовский научно-производственный центр «Росдортех» гарантирует предоставление ООО «Индор-Волга» по вышеназванному адресу кабинет №.2.
Таким образом, представление Багдасаряном А.А. в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе организации явилось основанием для привлечения Багдасаряна А.А. как учредителя ООО «Индор-Волга» по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются заявлением от 01 октября 2018 года о государственной регистрации юридического лица при создании, гарантийным письмом ОАО «Саратовский научно-производственный центр «Росдортех» от 01 октября 2018 года, протоколом об административном правонарушении №1004 от 05 августа 2019 года, а также иными материалами дела, исследованными судом первой инстанции по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а потому вывод о наличии в действиях Багдасаряна А.А. как должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, выразившегося в представлении в налоговый орган недостоверных сведений о юридическом лице, является правильным.
Довод жалобы о том, что Багдасарян А.А. не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку на момент привлечения его к административной ответственности юридическое лицо не было зарегистрировано в установленном законом порядке, следовательно, его права и обязанности как должностного лица не могут возникнуть ранее самого юридического лица, является ошибочным, основанным на неверном толковании правовых норм.
Из статьи 2.4 КоАП РФ усматривается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.25 настоящего Кодекса, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (часть 3 статьи 49); в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (часть 2 статьи 53).
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями, в частности, могут быть учредитель или учредители юридического лица при его создании.
Таким образом, из приведенных положений законов в их взаимосвязи следует, что физическое лицо, являющееся учредителем юридического лица и выступающее заявителем при его регистрации, по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом, и может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что предоставленные в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области сведения, касающиеся адреса ООО «Индор-Волга» не являлись заведомо ложными и недостоверными со ссылкой на практику Высшего Арбитражного Суда Российской, являются несостоятельными. Кроме того, факт предоставления ООО «Индор-Волга» в аренду помещения – кабинета № не свидетельствует об отсутствии в здании по адресу: <адрес> иных юридических лиц (учреждений).
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Багдасаряна А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.
Постановление о привлечении Багдасаряна А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом или судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. Должностным лицом и судей районного суда всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 октября 2019 года и постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу Багдасаряна А.А. – без удовлетворения.
Судья Т.Е. Шмидт