ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-488 от 09.08.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Алейникова Е.В. Дело № 21-488

РЕШЕНИЕ

09 августа 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Полянина О.А. при секретаре Лисовой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального учреждения культуры «Хвалынский Городской Дворец культуры» (далее – МУК «Хвалынский ГДК») ФИО1 на постановление начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 01 марта 2018 года, решение Вольского районного суда Саратовской области от 15 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении МУК «Хвалынский ГДК»

установил:

постановлением начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Балаковский отдел Ростехнадзора) от 01 марта 2018 года МУК «Хвалынский ГДК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Решением Вольского районного суда Саратовской области постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, административный штраф снижен до 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу процессуальными актами, законным представителем учреждения в Саратовский областной суд подана жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене. Указывает, что МУК «Хвалынский ГДК» не выполнены требования предписания в связи с отсутствием на балансе учреждения сооружений, отраженных в предписании в качестве составных частей сети газопотребления, что исключает вину юридического лица во вменяемом противоправном деянии.

Проверив законность и обоснованность процессуальных актов в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт «в»).

В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, за невыполнение предписаний уполномоченных органов предусмотрена административная ответственность.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Судом установлено, что МУК «Хвалынский ГДК» эксплуатирует опасный производственный объект – сеть газопотребления, регистрационный номер дата регистрации 28 октября 2011 года, отнесенный к 3 классу опасности, о чем 28 апреля 2014 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора выдано свидетельство о регистрации <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела при регистрации опасного производственного объекта в состав объекта - сеть газопотребления, включены надземный газопровод высокого давления Dy=108 мм, протяженностью 85 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод высокого давления Dy=76 мм, протяженностью 15 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод высокого давления Dy=20 мм, протяженностью 15 м, газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ 400-01 заводской номер 31673, год ввода в эксплуатацию 2003 г., газовая блочная горелка водогрейного котла «КВа-0, 63 Гн» - 3 шт., заводские номера 31, 32, 33, год ввода эксплуатацию 2003 г.

На основании распоряжения руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 28 сентября 2017 года в период с 04 октября 2017 года по 17 октября 2017 года проведена плановая выездная проверка МУК «Хвалынский ГДК», в ходе которой установлено, что в состав опасного производственного объекта, помимо указанных при его регистрации, входят сооружения - надземный газопровод среднего давления Dy=57 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=89 мм, протяженностью 103 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=108 мм, протяженностью 215 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., внутренние газопроводы низкого давления Dy=15 мм, протяженностью 8 м, Dy=20 мм, протяженностью 3 м, Dy=100 мм, протяженностью 3 м, Dy=50 мм, протяженностью 6 м, Dy=25 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 17 октября 2017 года № А-4071/15-224.

В связи с нарушением учреждением требований части 5 статьи 2, части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», выразившихся в невключении в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, вышеуказанных сооружений, Балаковским отделом Ростехнадзора МУК «Хвалынский ГДК» выдано предписание от 17 октября 2017 года № П-4071/15-125 об устранении нарушений лицензионных требований.

С целью контроля выполнения предписания в период с 15 февраля 2018 года по 21 февраля 2018 года отделом Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что юридическое лицо в указанный срок (10 января 2018 года) не выполнило пункты 16-23, 28-34, 36 предписания от 17 октября 2017 года, что выразилось в том, что учреждением не в полном объеме произведена идентификация опасного производственного объекта. В частности, в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указаны характеристики сооружения, эксплуатируемого в составе объекта (надземный газопровод высокого давления Dy=108 мм, протяженностью 85 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.); в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, указаны сооружения, фактически не эксплуатируемые в составе объекта (надземный газопровод высокого давления Dy=76 мм, протяженностью 15 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г. и надземный газопровод высокого давления Dy=20 мм, протяженностью 15 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.). Также в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны сооружения, фактически эксплуатируемые в составе объекта (здание котельной, надземный газопровод среднего давления Dy=57 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=89 мм, протяженностью 103 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=108 мм, протяженностью 215 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., внутренние газопроводы низкого давления Dy=15 мм, протяженностью 8 м, Dy=20 мм, протяженностью 3 м, Dy=100 мм, протяженностью 3 м, Dy=50 мм, протяженностью 6 м, Dy=25 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.

Кроме того в установленный предписанием срок не представлены сведения о проведении режимно-наладочных работ газоиспользующего оборудования (газовая блочная горелка водогрейного котла КВа-0, 63 Гн – 3 шт.; сроке службы сооружений, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта - надземного газопровода среднего давления Dy=57 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземного газопровода среднего давления Dy=89 мм, протяженностью 103 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземного газопровода среднего давления Dy=108 мм, протяженностью 215 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., внутренних газопроводов низкого давления Dy=15 мм, протяженностью 8 м, Dy=20 мм, протяженностью 3 м, Dy=100 мм, протяженностью 3 м, Dy=50 мм, протяженностью 6 м, Dy=25 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.; не представлены сведения о сроке службы одноэтажного здания котельной с размещенными в ней устройствами - водогрейными котлами КВа-0, 63 Гн – 3 шт.Согласно протоколу об административном правонарушении от 21 февраля 2018 года № 34/15-2018 данные действия юридического лица, нарушающие требования Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 01 марта 2018 года МУК «Хвалынский ГДК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Соглашаясь с наличием в действиях МУК «Хвалынский ГДК» состава вменяемого правонарушения, районный суд исходил из того, что учреждению Балаковским отделом Ростехнадзора выдано предписание, которое в установленный в нем срок (10 января 2018 года) не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения. При этом при вынесении решения по жалобе МУК «Хвалынский ГДК» учтено имущественное положение муниципального учреждения и снижен размер административного штрафа до 200 000 рублей.

Однако принятые по делу процессуальные акты нельзя признать законными.

В обжалуемом постановлении указано, что основанием для привлечения учреждения к административной ответственности является неустранение указанных в предписании от 17 октября 2017 года нарушений, связанных с неверным отражением характеристик сооружения, эксплуатируемого учреждением в составе объекта (надземный газопровод высокого давления Dy=108 мм, протяженностью 85 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.); указанием в составе опасного производственного объекта сооружений, фактически не эксплуатируемых (надземного газопровода Dy=76 мм, протяженностью 15 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г. и надземного газопровода Dy=20 мм, протяженностью 15 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г.); а также неуказанием сооружений, фактически эксплуатируемых в составе данного объекта.

При этом законный представитель юридического лица при обжаловании постановления начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 марта 2018 года в районном суде и жалобе, поданной в Саратовский областной суд, последовательно ссылался на то, что сооружения, указанные в предписании от 17 октября 2017 года, в отношении которых должностным лицом Балаковского территориального отдела предписано совершить определенные действия, на балансе учреждения не находятся, их эксплуатация в составе опасного производственного объекта не осуществляется.

В подтверждение данных доводов директором учреждения представлен рабочий проект «Техническое перевооружения системы газопотребления МУК «Хвалынский ГДК». Котельная. Узел учета газа», 2011 г. (заказчик МУК «Хвалынский ГДК»), согласно которому в состав объекта включены агрегаты – «Котел отопительный водогрейный КВа-0,63Гн» в количестве 3 шт., газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ, указан существующий газопровод МУК «Хвалынский ГДК» среднего давления Dy=76 мм, установлены границы балансовой принадлежности данного газопровода с существующими газопроводами среднего давления Dy=89 мм, принадлежащими администрации Хвалынского муниципального района.

Сведения, отраженные в данном проекте, совпадают с перечнем объектов, включенных в сеть газопотребления при регистрации опасного производственного объекта, о чем выдано соответствующее свидетельство.

Также в материалы дела представлена справка администрации Хвалынского муниципального района от 14 июня 2018 года о том, что сооружения - надземный газопровод среднего давления Dy=57 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=89 мм, протяженностью 103 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., надземный газопровод среднего давления Dy=108 мм, протяженностью 215 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., внутренние газопроводы низкого давления Dy=15 мм, протяженностью 8 м, Dy=20 мм, протяженностью 3 м, Dy=100 мм, протяженностью 3 м, Dy=50 мм, протяженностью 6 м, Dy=25 мм, протяженностью 1 м, год ввода в эксплуатацию 2003 г., а также иные указанные в ней объекты, на баланс муниципального учреждения не передавались.

Нежилое здание (котельной), расположенное по адресу: <адрес> котел водогрейный КВа-0,63Гн, а также сооружение ГРПШ-А-01, находящиеся по тому же адресу переданы на баланс МУК «Хвалынский ГДК» только в соответствии с постановлениями администрации Хвалынского муниципального района от 29 июня 2018 года № 762, от 12 июля 2018 года № 809.

Материал проверки, представленный в суд должностным лицом Балаковского территориального отдела Ростехнадзора, в подтверждение обстоятельств вменяемого юридическому лицу правонарушения, выразившегося в неисполнении выданного предписания от 17 октября 2017 года, состоит из протокола об административном правонарушении № 34/15-2018 от 21 февраля 2017 года, постановления по делу об административном правонарушении от 01 марта 2018 года, акта проверки и предписания от 17 октября 2017 года, и каких-либо доказательств, свидетельствующих об эксплуатации учреждением в составе опасного производственного объекта сооружений, указанных в предписании, не содержит.

С учетом того, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, оно должно соответствовать требованиям нормативных правовых актов, иметь ссылку на них, предписание должно быть исполнимо, из его содержания должно быть возможно установить, какие конкретно действия и на основании каких нормативных актов подлежат совершению учреждением.

Вместе с тем, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, указанные положения процессуального закона должностным лицом не учтены, возможность реального совершения учреждением каких-либо действий в отношении объектов, не находящихся на его балансе, отсутствует, доказательств фактической эксплуатации МУК «Хвалынский ГДК» объектов, указанных в предписании, не представлено.

Статья 24.1 КоАП РФ регламентирует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку при рассмотрении настоящей жалобы такие обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, установлены, постановление начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 01 марта 2018 года, решение Вольского районного суда Саратовской области от 15 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора Муниципального учреждения культуры «Хвалынский Городской Дворец культуры» ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 01 марта 2018 года, решение Вольского районного суда Саратовской области от 15 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения культуры «Хвалынский Городской Дворец культуры», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Судья О.А. Полянина