Дело № 21-489/2020
Судья Хакимова Л.Р.
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту по делу об административном правонарушении
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев протест прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики Николаева В.Г. на решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии ФИО5 № № от 31 августа 2020 года глава администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № № от 31 августа 2020 года отменено, производство по делу в отношении должностного лица ФИО4 прекращено.
На решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года в Верховный Суд Чувашской Республики прокурором Шемуршинского района Чувашской Республики Николаевым В.Г. принесён протест.
Рассмотрев протест, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие участников производство по делу об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В силу части 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона.
Пунктами 1,2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно положениям статьи 12 Закон о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 15 июня 2020 года администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в лице главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4 с ИП ФИО1 заключён муниципальный контракт № 14 на ремонт площадки <адрес> (№ №).
В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта общая стоимость работ составляет 381540 рубля 49 копеек.
Пунктом 2.4 муниципального контракта предусмотрено, что оплата работ осуществляется Заказчиком за счет средств, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в сумме 305232,00 рублей 00 копеек по <данные изъяты>, а также за счет средств бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в сумме 76308 рублей 49 копеек <данные изъяты>.
Согласно пункту 2.6 муниципального контракта оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Подрядчика в течение 15 рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком Заказчику счета (счета-фактуры) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполнения работ и затрат (КС-3).
Установлено, что 15 июля 2020 года по данному контракту подписан акт о приёмке выполненных работ, предоставлена счет фактура № 44 от 15.07.202, справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 15 июля 2020 года, следовательно, оплату по данному контракту администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики необходимо было осуществить до 5 августа 2020 года.
Оплата по данному контракту, согласно платёжному поручению № 373200 от 03 августа 2020 года – 305232 руб. (<данные изъяты>, то есть за счет средств, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики), произведена в установленный контрактом срок.
По состоянию на 10 августа 2020 года неуплаченная сумма по муниципальному контракту составила 76308 рублей 49 копеек (отсутствие денежных средств местного бюджета).
Аналогичные нарушения допущены администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики при оплате выполненных работ за счет средств бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики (без средств республикнаского бюджета) по контракту № 17 от 29 июня 2020 года (срок оплаты до 5 августа 2020 года), контракту № 10 от 29 июня 2020 года (срок оплаты до 5 августа 2020 года), контракту от 18 мая 2020 года (срок оплаты до 31 июля 2020 года), контракту № 12 от 15 июня 2020 года (срок оплаты до 5 августа 2020 года), контракту № 13 от 15 июня 2020 года (срок оплаты до 5 августа 2020 года).
Таким образом, невыполнение государственным и муниципальным заказчиком своих обязательств по оплате выполненных работ, услуг субъектами предпринимательства свидетельствует о нарушении администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лицом заказчика – главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, судья районного суда свое решение мотивировал тем, чтоФИО4, как должностное лицо – глава муниципального образования обращался в адрес администрации Шемуршинского района Чувашской Республики с письмами от 16 июля 2019 года и от 31 июля 2020 года с просьбой о перечислении денежных средств для оплаты выполненных работ по названным муниципальным контрактам по программе инициативного бюджетирования согласно Указу Главы Чувашской Республики от 30 января 2017 года №, что следовало из представленных копий писем без входящего номера регистрации, а также объяснений <данные изъяты>ФИО2 о принятии ФИО4 мер по обеспечению поступления денежных средств подрядчику по условиям контракта, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии вины ФИО4 в нарушении срока и порядка оплаты по контракту.
В обоснование принятого решения судья сослался на положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которым в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При принятии решения судом первой инстанции не учтено, что муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Заказчик обязан в силу императивного требования, содержащегося в части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, произвести оплату выполненных подрядчиком работ в течение пятнадцати рабочих дней с момента приемки выполненных работ.
Само по себе обращение ФИО4 в адрес администрации Шемуршинского района Чувашской Республики с письмом от 16 июля 2020 года, от 31 июля 2020 года о перечислении денежных средств на софинансирование выполненных работ по контрактам не свидетельствует о том, что им были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения обязательств Заказчика по срокам и порядку оплаты выполненных работ по муниципальному контракту № 1 от 9 июня 2020 года.
Так, на стадии пересмотра дела судом второй инстанции прокурором представлены письменные объяснения <данные изъяты>ФИО2 и <данные изъяты>ФИО3, отвечающие требованиям статьи 25.6 КоАП РФ, из которых следует, что письма главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики, датированные ФИО4 16 июля 2020 года за исходящим номером 320, 31 июля 2020 года за исходящим номером 251 поступили в администрацию района 8 сентября 2020 года и 20 августа 2020 года соответственно.
Как следует из буквального толкования части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Вместе с тем представленные ФИО4 письма от 16 июля 2020 года и от 31 июля 2020 года доказательством того, что им как главой муниципального образования или руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета на 2020 год предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не является.
При этом ни чем иным, кроме как представление ФИО6 писем от 16 июля 2020 года за исходящим номером 74, от 31 июля 2020 года за исходящим номером 251, выводы судьи районного суда в решении не мотивированы.
Бюджет Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района в части средств на оплату предусмотренных контрактами работ, равно как и бюджет муниципального образования - Шемуршинский района, судьей районного суда не исследован.
Правовой механизм бюджетного финансирования и порядка оплаты выполненных по муниципальному контракту работ за счет средств бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики не установлен.
Программа инициативного бюджетирования, предусмотренная Указом Главы Чувашской Республики от 30 января 2017 года № 17, на которую ФИО4 ссылается в письмах от 16 и от 31 июля 2020 года как на основание софинансирования администрацией Шемуршинского района оплаты выполненных работ, не принята во внимание.
Вопрос о том, является ли несвоевременная оплата работ по муниципальным контрактам, осуществляемая за счет бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района без указания на иные источники финансирования, следствием ненадлежащего выполнения ФИО4 должностных обязанностей по правильному определению источников финансирования, своевременному и качественному составлению и представлению соответствующих отчетных и финансовых документов для осуществления оплаты выполненных работ в установленный контрактом срок за счет средств местного бюджета, не исследован.
При этом сведения о том, что ФИО4 как уполномоченным должностным лицом (руководителем) с учетом предоставленных бюджетным законодательством и законодательством о местном самоуправлении полномочий были приняты все необходимые меры, направленные в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах прекращение производства по делу в отношении ФИО4 на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ только на основании писем от 16 июля 2020 года, от 31 июля 2020 года, адресованных в администрацию Шемуршинского района Чувашской Республики, и представленных, согласно письменным объяснениям объяснения <данные изъяты> района ФИО2 и <данные изъяты> района ФИО3 8 сентября 2020 года и 20 августа 2020 года, является преждевременным.
Учитывая изложенное, вывод судьи о наличии основания для прекращения в отношении ФИО4 дела административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4 подлежит отмене, дело – возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики ФИО4 отменить.
Дело возвратить в Батыревский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев