ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2018 года по делу№ 21-489/2018
Судья Кит М.В.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Ульянкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
жалобу защитника <данные изъяты>ФИО1 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее АО «КРЫМТЭЦ» либо Общество),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «КРЫМТЭЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе АО «КРЫМТЭЦ» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Керченского городского суда Республики Крым 17 мая 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы АО «КРЫМТЭЦ» отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, АО «КРЫМТЭЦ» ставит вопрос об отмене принятого по настоящему делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность по основанию неправильной оценки судьей городского суда установленных обстоятельств.
Выслушав представителя органа надзора Ульянкину Ю.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что в отдел надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (далее Управление) ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и информационной справки Управления, составленной по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ исполнения филиалом АО «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» «Камыш-Бурунская ТЭЦ» требований природоохранного законодательства, в котором имеется указание на наличие событий административных правонарушений, совершенных юридическим лицом АО «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ».
В ходе проведения проверки установлено, что территория филиала АО «КрымТЭЦ» «КБ ТЭЦ», находящаяся по адресу<адрес>. Филиал АО «КрымТЭЦ» «КБ ТЭЦ» осуществляет забор (изъятие) морской воды на основании Договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ для прямоточной системы охлаждения оборудования, с дальнейшим возвратом воды в водный объект Керченский пролив. Сброс сточных вод, в том числе дренажных вод, в водный объект Керченский пролив Азовского моря осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Решение).
Подпунктами 17, 18, 27 п.2.3 Решения установлены условия использования водного объекта или его части, согласно которым в период действия решения о предоставлении водного объекта в пользование необходимо разработать и утвердить нормативы допустимого сброса в водный объект; получить разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты; осуществлять сброс сточных и/или дренажных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения только при наличии нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
Однако в нарушение вышеуказанных условий и норм законодательства, предприятием не разработаны и не утверждены нормы допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект не получено.
АО «КрымТЭЦ» указывает на получение предприятием разрешения на сброс и забор воды из Керченского пролива, действующее до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции верно указано что АО «КрымТЭЦ» получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование, срок водопользования по которому установлен по ДД.ММ.ГГГГ (л. дела №). Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект и Решение о предоставлении водного объекта в пользование являются разными документами.
Согласно Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ПАО «КРЫМ ТЭЦ» с ООО «Крымская экологотехнологическая компания», последнее взяла на себя обязательство по разработке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов сточных вод Камыш-Бурунской ТЭЦ в Керченский пролив Черного моря (далее - НДС). Срок выполнения работ по договору составлял 250 календарных дней с даты оплаты аванса. Оплата была произведена ПАО «Крым ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. Следовательно срок выполнения работ по договору истек ДД.ММ.ГГГГ (л. дела №.).
На момент привлечения юридического лица к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ НДС не разработаны. АО «Крым ТЭЦ» бездействовало, никаких мер к исполнению договорных обязательств ООО «Крымская экологотехнологическая компания» не предпринимало.
АО «КРЫМТЭЦ» заключало договора на разработку проекта нормативов допустимых сбросов в водный объект и разрешение на сбросы веществ с ЧП «Скинтавр». В начале 2016 года АО «Крым ТЭЦ» направляло на согласование проект НДС в Департамент Росгидромета по КФО, Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю и в Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым. Указанные органы отказали в согласовании Проекта НДС для Камыш-Бурунской ТЭЦ. Одним из оснований для отказа явился отбор проб воды организацией ООО «Скинтавр», не имеющей лицензии на данный вид работ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. в отношении АО «КРЫМТЭЦ» составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Диспозицией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) устанавливает, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с ст.4 Закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
С целью охраны окружающей среды устанавливаются нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Согласно ст.19 Закона №7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с положениями ч.1 ст.34 Закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст.39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения понимаются: сооружения для отведения (сброса) сточных вод в приёмники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно ч.2 ст.55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья городского суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности АО «КРЫМТЭЦ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Доводы АО «КРЫМТЭЦ», изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им оценку. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, имеет высокую общественную и социальную значимость и может оказывать негативное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Керченского городского суда Республики Крым от 17 мая 2018 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что АО «КРЫМТЭЦ» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении АО «КРЫМТЭЦ» административного наказания должностным лицом надзорного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу <данные изъяты>» оставить без удовлетворения,
решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 17 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> - без изменения.
Судья В.В. Агин