дело №21-49 судья Илларионова А.А.
РЕШЕНИЕ
10 марта 2022 года <...>
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) от 1 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) от 1 сентября 2021 года №160, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 8 декабря 2021 года, специалист по охране труда АО «...» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) от 1 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, отменить, прекратив производство по делу, поскольку он не является субъектом указанного административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, обсудив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.1 ст.20.4 КоАП РФ).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Согласно статье 20 названного закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правила о противопожарном режиме, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п.25 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» регламентировано, что в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Согласно пп.6 ст.16 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Должностным лицом и судьей районного суда вменено специалисту по охране труда АО «...» ФИО1 совершение административного правонарушение при следующих обстоятельствах: 29 июня 2021 года в 12:00 главным государственным инспектором по пожарному надзору, начальником ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) в здании АО «...», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479, а именно не обеспечено хранение документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных материалов для покрытия пола в общем коридоре на первом этаже, а также покрытия ступеней на лестничной клетки, ведущей со второго на третий этаж; допущено хранение различных материалов, оборудования в подвальном этаже здания.
При этом было выявлено, что должностным лицом - специалистом по охране труда АО «...» ФИО1 не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479.
В подтверждение указанных обстоятельств должностным лицом и судьей районного суда приняты следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 31 августа 2021 года; положение об управлении делами АО «...», утвержденное заместителем генерального директора по правовым и общим вопросам АО «...» от 10 декабря 2020 года; должностную инструкцию специалиста по охране труда, управления делами, утвержденную заместителем генерального директора по правовым и общим вопросам АО «...» от 7 июня 2021 года; трудовой договор от 2 июня 2020 года №ТД11/2020, заключенным между АО «...» (работодатель) и ФИО2 (работник) и дополнениями к нему; приказ АО «...» от 23 июня 2020 года №30 о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Оценив указанные доказательства, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу, что он, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Судья областного суда находит указанный вывод должностного лица и судьи районного суда не основанным на законе.
Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ дифференцируют административное наказание в зависимости от субъекта, совершившего административное правонарушение, а именно: гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.
В силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч.3 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Положения ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ разграничивают лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностных лиц, как субъектов, ответственных за пожарную безопасность, при этом в отношении последней категории оговорены пределы их ответственности-их компетенция.
Должностная инструкция специалиста по охране труда, управления делами, утвержденная заместителем генерального директора по правовым и общим вопросам АО «...» от 7 июня 2021 года не содержит положений о возложении обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на ФИО1
Инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная генеральным директором АО «...» от 27 марта 2019 года, не указывает на ФИО1 как на лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности.
Приказом АО «...» от 23 июня 2020 года №30 о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность ФИО1, назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности, соблюдение противопожарного режима, наличие и сохранность первичных средств пожаротушения в акционерном обществе «Региональная корпорация развития и поддержки Тульской области» с возложением следующих обязанностей: контроль за пожарной безопасностью закрепленных объектов, проверка противопожарного состояния; контроль за приобретением, ремонтом, сохранностью и исправностью первичных средств пожаротушения; ведение учета первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы; контроль за рабочими персоналом в области соблюдения правил пожарной безопасности; определение порядка и сроков прохождения инструктажа по пожарной безопасности; проведение инструктажа по пожарной безопасности.
АО «...» имеет во владении несколько объектов недвижимости, однако перечисленные выше документы, не содержат перечень объектов, на которых ФИО1 обязан обеспечить контроль за пожарной безопасностью.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Отсутствие конкретных указаний на перечень закрепленных объектов, на которых ФИО1 обязан осуществлять контроль за пожарной безопасностью, не позволяет прийти к выводу о доказанности нарушения требований пожарной безопасности со стороны данного лица.
ФИО1 в своей жалобе настаивает на своей невиновности, а в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судья областного суда приходит к выводу о том, что должностным лицом и судьей районного суда не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Следовательно, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) от 1 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда АО «...» ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР г.Тулы (по Центральному округу) от 1 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 8 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда АО «...» ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда АО «...» ФИО1 прекратить по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: