ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-496 от 01.12.2017 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 – 496

Судья – Бусоргин И.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

01 декабря 2017 года

Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Наш общий дом» ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 26 июля 2017 года * должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Наш общий дом» (далее – ООО «Наш общий дом», Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Указанное постановление обжаловано генеральным директором ООО «Наш общий дом» ФИО1 в судебном порядке.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2017 года постановление по делу об административном правонарушении от 26 июля 2017 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Наш общий дом» ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, генеральный директор ООО «Наш общий дом» ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Ссылается на то, что контейнерная площадка в районе ... на момент проведения проверки 14 июня 2017 года на обслуживании ООО «Наш общий дом» не находилась, согласно акту приема-передачи объекта на обслуживание ООО «Наш общий дом» приняло контейнерную площадку только 30 июня 2017 года.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, возражения представителей административного органа ФИО2, ФИО3, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

На момент совершения административного правонарушения действовали Правила благоустройства территории муниципального образования города Мурманск (далее – Правила благоустройства), утвержденные Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 декабря 2013 года № 68-971.

Пунктом 9.1.1 Правил благоустройства установлено, что содержание объектов и элементов благоустройства – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места (пункт 9.1.8 Правил благоустройства).

Согласно пункту 9.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, а также уборку прилегающих территорий в соответствии с Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.

Согласно пункту 9.2.4 Правил благоустройства, собственники (правообладатели) объектов благоустройства обеспечивают уборку прилегающих территорий от границ земельных участков на расстоянии 10 м.

В силу пункта 9.2.22 Правил благоустройства объекты благоустройства должны быть очищены от отходов производства и потребления, грунтово-песчаных наносов.

Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов (пункт 9.2.47 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 3.13.15 Правил благоустройства крупногабаритные отходы (упаковочные материалы; предметы домашней обстановки и обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель; металлические и деревянные конструкции, отходы от ремонта жилых помещений, новогодние елки, иные отходы из жилых и нежилых помещений, размер которых не позволяет осуществлять их накопление в контейнерах) необходимо собирать на специальных площадках.

Согласно пункту 9.2.55 Правил благоустройства, крупногабаритные отходы собираются и складируются на специальных площадках и вывозятся по заявкам организаций, обслуживающих жилищный фонд города, мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В силу пункта 9.2.52 Правил благоустройства сбор отходов от многоквартирных домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры. Контейнеры должны быть технически исправны, находиться в надлежащем санитарном состоянии.

Согласно пункту 9.2.60 Правил благоустройства запрещается загрязнять территорию города отходами производства и потребления.

В соответствии с пунктом 9.3.15 Правил благоустройства, запрещается засорять озелененные территории, расположенные на них водоемы и пешеходные коммуникации отходам производства и потребления; устраивать свалки мусора.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 14 июня 2017 года в период времени с 12 часов 20 минут до 12 часов 25 минут комиссией из числа сотрудников управления Октябрьского административного округа ... при обследовании территории жилого фонда на контейнерной площадке, расположенной у многоквартирного ..., выявлено: на контейнерной площадке вследствие перенакопления крупногабаритных отходов складирование их вне специально отведенного для этих целей места, прилегающая территория зеленой зоны захламлена крупногабаритными отходами (картонная и пластиковая тара, деревянные конструкции), бытовым мусором (бумага, полиэтилен, стеклянная тара).

Указанные нарушения пунктов 9.1.1, 3.13.15, 9.2.55, 9.1.8, 9.2.1, 9.2.4, 9.2.52, 9.2.60, 9.3.15, 9.2.22, 9.2.47 Правил благоустройства зафиксированы в акте от 14 июня 2017 года * с приложением фотоматериалов.

Контейнерная площадка предназначена, в том числе для сбора отходов от жителей многоквартирного ..., находящимся под управлением ООО «Наш общий дом», генеральным директором которого являлась ФИО1

Вступившим 21 ноября 2016 года в законную силу постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 1310/07-05 от 26 октября 2016 года, ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора ООО «Наш общий дом» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО, и привлечения ее к административной ответственности, установленной данной нормой.

Признавая ФИО1 виновной, орган административной юрисдикции и судья районного суда исходили из того, что в ее обязанности входит организация исполнения Обществом как управляющей организацией, Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.

Между тем указанные выводы нельзя признать убедительными по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», выражается в нарушении правил благоустройства территории поселения (городского округа).

Субъектом административного правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения правил благоустройства территории поселения (городского округа).

В силу положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Исходя из статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Вменяя в вину ФИО1 нарушение пунктов 9.1.1, 3.13.15, 9.2.55, 9.1.8, 9.2.1, 9.2.4, 9.2.52, 9.2.60, 9.3.15, 9.2.22, 9.2.47 Правил благоустройства, судья не проверил доводы жалобы о том, что контейнерная площадка в районе многоквартирного ... находится в совместном обслуживании трех управляющих компаний – ООО «С», ООО «Наш общий дом», ООО УК «Н», за обслуживание контейнерной площадки в момент совершения административного правонарушения ООО «Наш общий дом» не отвечало.

Контейнерная площадка в районе ... предназначена для обслуживания домов ..., управление которыми осуществляет ООО «С», ООО «Наш общий дом» и ООО УК Н» соответственно.

Управление многоквартирным домом ..., ООО «Наш общий дом» не осуществляет.

Согласно графику вывоза крупногабаритных отходов и содержания (подбор ТБО) совместной контейнерной площадки на 2017-2018 годы в июне 2017 года ее обслуживание осуществляло ООО «С». Доказательств, отвечающим критериям допустимости и относимости, и опровергающих указанный график, административным органом не представленно.

Передача контейнерной площадки на обслуживание ООО «Наш общий дом» от ООО «С» произведена по акту приема-передачи от 30 июня 2017 года.

Из материалов дела следует, что постановлением административной комиссии от 26 июля 2017 года * генеральный директор ООО «С» Ш.Е.А.. по тому же факту нарушения Правил благоустройства, установленному актом от 14 июня 2017 года, привлечена к административной ответственности предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Согласно имеющему конституционное значение принципу индивидуализации административной ответственности физическое или юридическое лицо должно нести административную ответственность за неисполнение только тех обязанностей и несоблюдение только тех запретов, которые установлены именно для него, то есть за свои собственные противоправные действия (бездействие).

То обстоятельство, что ООО «Наш общий дом» осуществляется эксплуатация контейнерной площадки при отсутствии у данного юридического лица обязанности производить уборку прилегающей территории о наличии его вины в нарушении Правил благоустройства достоверно не свидетельствует.

Требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, не соблюдены.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление административной комиссии и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 26 июля 2017 года *, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2017 года в отношении генерального директора ООО «Наш общий дом» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья

Мурманского областного суда А.А.Маляр