№ 21-496/2023
РЕШЕНИЕ
13 сентября 2023 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Ивлеве Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Ж.Э.Р. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 11 апреля 2023 года №, общество ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее - ООО«Оренбург Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Должностным лицом, вынесшим постановление по настоящему делу, 11 апреля 2023 года в порядке ст. 29.13 КоАП РФ внесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года постановление должностного лица от 11 апреля 2023 года № и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11 апреля 2023 года № отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ставит вопрос об отмене состоявшегося по настоящему делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание, состоявшееся 13 сентября 2023 года, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
В судебном заседании приняли участие: М.А.З. - ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, поддержавшая доводы жалобы;М.Э.Э. и ФИО1 - защитники общества по доверенности, возражавшие против доводов жалобы.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в отношении юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО «Оренбург Водоканал» владеет объектом негативного воздействия на окружающую среду - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал», который поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: № и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.
Обществом в 2019 году проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, в соответствии с которой в атмосферу поступает 24 загрязненных веществ из 37 источников. Юридическому лицу установлены нормативы предельно допустимых выбросов в составе проекта нормативов ПДВ на срок с 08 ноября 2019 года по 07 ноября 2025 года с валовым выбросом 161,46842 т/год – в 2019 году, 160,41272 т/год – в 2020-2025 годах, о чем выдано решение от 08 ноября 2019 года № 74-П.
Приказом от 25 мая 2021 года № 0001-ОД обществом утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г.Оренбурга ТР 054.03-2021 (пятая версия), изменивший технологический процесс работы объекта НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО Оренбург Водоканал» (исключены из эксплуатации источники 0308, 0309, 0317, введен в эксплуатацию источник 0327).
Обществом органу государственного экологического контроля (надзора) представлен актуализированный отчет по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов I категории НВОС очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденный генеральным директором юридического лица 25 августа 2021 года, в котором отражены изменения технологического процесса в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308, 0309, 0317. Отчет утвержден соответствующим приказом руководителя общества.
25 декабря 2021 года ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменениями в технологической схеме обработки осадка – выводом из эксплуатации метантенков на Очистных сооружениях канализации г. Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочно-модульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них. Отчет утвержден соответствующим приказом руководителя общества.
Инвентаризацией установлено, что в результате деятельности объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля обществом в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества 24 наименований от 34 источников выбросов, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 165,44146 т/год.
ООО «Оренбург Водоканал» разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в связи с указанным выше изменением технологического процесса по состоянию на 19 мая 2022 года не получило, с соответствующим заявлением в компетентный орган не обращалось.
Основанием для привлечения ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что общество в период с 11 февраля 2022 года по 19 мая 2022 года осуществляло выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученным с учетом изменения в технологическом процессе.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда указал, что Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352, действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п. 42 Порядка, в том числе при изменении технологического процесса.
Согласно п. 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в п. 42 Порядка. В рассматриваемом случае - с 25 августа 2021 года.
Следовательно, у юридического лица с 25 августа 2021 года (даты утверждения отчета) возникла обязанность разработки проекта нормативов допустимых выбросов, получения разрешения на выбросы.
Одновременно судья указал, что срок разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в случае измерения технологического процесса, получения разрешения на выбросы, законодательно не определен, следовательно, указанные документы должны быть разработаны и получены в течение разумного срока, а потому по делу необходимо установить в какой срок общество могло разработать и согласовать получение специального разрешения на выбросы.
В соответствии с п. 17 Положения № 2055 и п. 12.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденного приказом Росприроднадзора от 06 июля 2020 года № 776, к заявлению на получение разрешения на выбросы прикладываются: данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект нормативов допустимых выбросов, сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Таким образом, государственная услуга по выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух возможна только после установления нормативов допустимых выбросов при наличии проекта нормативов допустимых выбросов, разработанного на основании данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Для разработки проекта нормативов допустимых выбросов обществу необходимо провести закупку на предмет оказания услуг по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов. В рамках исполнения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» временные затраты от начала закупочных процедур до заключения соответствующего договора составляют не менее двух месяцев.
Кроме того, обязательным документом для рассмотрения межрегиональным управлением Росприроднадзора проекта нормативов допустимых выбросов является положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам, выданное Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области (срок рассмотрения заявления 15 рабочих дней; п. 14 Приказа Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года № 747).
Согласно п. 9 Приказа Росприроднадзора от 06 июля 2020 года № 776 срок предоставления территориальным органом Росприроднадзора государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не должна превышать 30 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления.
Таким образом, временные затраты на получение специального разрешения на выбросы без учета возможного возврата документов для внесения исправлений по замечаниям экспертов и без учета праздничных дней составляет около 6 месяцев.
Из изложенного судьей сделан вывод о том, что с учетом сроков проведения указанного объема работ по разработке проекта нормативов допустимых выбросов, получения сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, регламентных сроков получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения, согласования и утверждения нормативов допустимых выбросов отсутствуют основания полагать, что общество могло в срок до 11 февраля 2022 года получить специальное разрешение на выбросы.
При этом у общества имелось действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, срок получения комплексного экологического разрешения не наступил.
Вместе с тем при принятии решения судьей не было учтено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При вынесении решения судья указал на отсутствие оснований полагать, что общество могло в срок до 11 февраля 2022 года получить специальное разрешение, поскольку временные затраты на получение такого разрешения составляют около 6 месяцев.
Вместе с тем судьей оставлено без внимания то обстоятельство, что обществу вменялся иной период осуществления деятельности в отсутствии специального разрешения на выбросы, а именно с 12 апреля 2022 года по 19 мая 2022 года. Действия общества по получению специального разрешения в означенный период правовой оценки не получили.
Кроме того, при рассмотрении дела судья не дал оценку тому, какие действия произведены обществом для того, что бы в разумный срок получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При рассмотрении дела в суде второй инстанции защитник общества М.Э.Э. показала, что на конец декабря 2021 года ООО «Оренбург Водоканал» заключило договор со специализированной организацией на разработку проекта нормативов допустимых выбросов.
Указанное обстоятельство судьей не выяснялось и не получило правовой оценки.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года, вынесенное в отношении ООО «Оренбург Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, нельзя признать законными.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, имели место 19 мая 2022 года (дата составления акта внеплановой выездной проверки), следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В силу ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года, вынесенное в отношении ООО «Оренбург Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подлежат изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части указанный судебный акт подлежат оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Ж.Э.Р. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года, вынесенное в отношении ООО «Оренбург Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, изменить:
- указать в резолютивной части решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года на прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
- исключить из резолютивной части данного судебного акта указание на прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская