Дело № 21-499-19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 12 августа 2019 г.
Судья Кемеровского областного суда Недорезов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>,
по его жалобе на постановление государственного инспектора г. Новокузнецка и Новокузнецкого района по пожарному надзору от 19 марта 2019 г. и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 31 мая 2019 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора г. Новокузнецка и Новокузнецкого района по пожарному надзору от 19 марта 2019 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 31 мая 2019 г. постановление оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на то, что суд не принял мер к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; не дал надлежащей оценки представленным доказательствам; не привел мотивов принятого решения, не дал оценки доводам жалобы, не проверил обоснованность вида и размера назначенного наказания.
ФИО1 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой проверки, проведенной должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района ГУ МЧС России по Кемеровской области 15 марта 2019 г. в здании автоцентра, расположенного в доме № 8 «б» по ул. Димитрова в г. Новокузнецке Кемеровской области, было установлено, что директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1, допустил нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ст.ст. 52, 54, 83, 88, табл. 23, 24, 25 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п.п. 5.17, 5.18, таб. 4* СНиП 21-01-97, табл. 6.11 п. 6.7.1 СП 2.13130.2013, п. 8.2, приложение А таблица А.3 СП 5.13130.2009, выразившиеся в следующем: отсутствует исполнительная документация на систему противопожарной защиты объекта (огнезащита строительных конструкций); площадь этажа здания превышает предельно допустимую; здание не разделено на противопожарные отсеки; высота здания превышает предельно допустимую (для зданий III степени огнестойкости); низкий (не подтвержден) предел огнестойкости строительных конструкций здания III степени огнестойкости (несущие элементы здания, марши и площадки лестниц); части помещений различных классов функциональной пожарной безопасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной безопасности или противопожарными преградами; производственные помещения категории В-1, площадью 300 кв.м и более не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, копией свидетельства о вводе объекта в эксплуатацию; копией декларации пожарной безопасности; копией предписания об устранении выявленных нарушений; иными материалами дела.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к верному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность в его совершении ФИО1 подтверждаются совокупностью перечисленных выше доказательств, получивших надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проектная документация на объект защиты была направлена на государственную экспертизу до введения в действие Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не опровергают обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения в силу следующего.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 Закона N 69-ФЗ).
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, проектная документация на которые была направлена на экспертизу до введения в действие Технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нормы Закона N 123-ФЗ устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения на всех этапах их проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, изменения функционального назначения, технического обслуживания, эксплуатации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности обязаны в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что СНиП 21-01-97* не подлежит применению из-за того, что не прошел государственную регистрацию в Минюсте России, являются необоснованными ввиду следующего.
Строительные нормы и правила, как следует из их содержания, предусматривают, в частности, пожарно-техническую классификацию строительных материалов, конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зданий, средства и способы обеспечения безопасности людей, предотвращение распространения пожара, тушения пожара и спасательных работ и таким образом закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты - зданиям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе эксплуатации.
СНиП 21-01-97* носит технический характер, направлен на достижение конкретного порядка действий людей, однако формально-определенных правил поведения, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, не содержит.
Согласно подпункту "г" пункта 15 ранее действовавшего Приказа Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" технические акты, в том числе СНиП, не подлежали представлению на государственную регистрацию, если они не содержали правовых норм. Аналогичное указание содержится и в действующих Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04 мая 2007 г. N 88.
В силу положений пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, строительные нормы и правила как технический акт, не нуждающийся в государственной регистрации, подлежал опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определялся федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.
Согласно письму Госстроя России от 15 апреля 2003 г. N НК-2268/23 к официальным изданиям Госстроя России, распространяемым через розничную сеть на бумажном носителе и имеющим на обложке издания соответствующий голографический знак, относились справочно-информационные издания "Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации" и Перечень "Нормативные и методические документы по строительству", издаваемые Государственным унитарным предприятием - Центром проектной продукции в строительстве (далее - ГУП ЦПП).
Строительные нормы и правила были опубликованы Госстроем России в издательстве ГУП ЦПП в 1999 г. в качестве нормативного документа в строительстве.
Таким образом, указанный акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий и опубликован в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального издания Госстроя России. Порядок регистрации и опубликования Строительных норм и правил не был нарушен. В связи с этим противопожарные требования, установленные в этом нормативном документе, подлежали обязательному соблюдению.
Доводы о том, что СП 5.13130.2009, содержащие требования к проектированию, были введены в действие после окончания проектирования здания автоцентра, являются необоснованными, поскольку СП 5.13130.2009 устанавливают нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (п. 1.1 Правил), поэтому, в рассматриваемом случае, их неисполнение влечет ответственность независимо от окончания проектирования самого здания.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу допущено не было, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается.
Несогласие автора жалобы с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора г. Новокузнецка и Новокузнецкого района по пожарному надзору от 19 марта 2019 г. и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 31 мая 2019 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1– без удовлетворения.
Судья (подпись) Д.В. Недорезов