Судья: Ершов А.А. № 21-499
РЕШЕНИЕ
07 августа 2018 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июня 2018 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель от 28 апреля 2018 года № 93, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель от 28 апреля 2018 года № 93 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июня 2018 года постановление должностного лица от 28 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для проведения в отношении ФИО1 проверки, недоказанность превышения площади занимаемого ФИО1 земельного участка площади предоставленного земельного участка. Считает, что действия ФИО1 в санитарно-защитной зоне необоснованно квалифицированы как занятие земельного участка, поскольку такие действия направлены на благоустройство указанной зоны. Указывает на отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о замерах земельного участка. Полагает, что сведения, полученные при использовании дальномера, не позволяют определить площадь занимаемого ФИО1 земельного участка.
Защитники ФИО1 - Малков Р.В., Цикин М.Б. поддержали доводы жалобы, просили отменить обжалуемые акты.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просила, в связи с чем дело об административном правонарушении рассмотрено в ее отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ к правоустанавливающим документам на земельный участок относятся документы, которые закрепляют основания возникновения гражданских прав и обязанностей, и оформленные с учетом требований (особенностей) земельного законодательства.
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель от 19 марта 2018 года в отношении ФИО1 11 апреля 2018 года проведена плановая выездная проверка по адресу: <адрес>, то есть по месту расположения принадлежащего ФИО1 земельного участка площадью 282 кв. м с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «под жилую застройку».
Согласно акту от 11 апреля 2018 года в ходе проверки установлено, что документарные границы указанного земельного участка согласно плану 2005 года соответствуют границам земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером №, одна из границы земельного участка проходит по фасаду нежилого кирпичного строения, расположенного на данном земельном участке. На земельном участке расположены жилой дома и хозяйственная постройка, земельный участок имеет смежных землепользователей и ограждение. Со стороны 3-го проезда в поселке Первомайском установлен забор из бетонных плит с калиткой, имеется кирпичное строение (гараж), к забору из бетонных плит примыкает земельный участок, огороженный решетчатым металлическим забором, который ограничивает доступ на данный земельный участок. При обмере земельного участка по указанному адресу установлено, что со стороны 3-го проезда в поселке Первомайском забор из бетонных плит с калиткой расположены за документарными границами сформированного земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем ФИО1 самовольно занимает земельный участок, ориентировочной площадью 15,75 кв. м, а также земельный участок, огороженный решетчатым металлическим забором, примыкающий к забору из бетонных плит, ориентировочной площадью 36,75 кв. м.
Поскольку каких-либо правоустанавливающих документов на использование вышеуказанных частей земельного участка у ФИО1 не имеется, по факту самовольного занятия земельного участка, его использования 17 апреля 2018 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ.
11 апреля 2018 года ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: свидетельством о государственной регистрации права от 19 мая 2003 года; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости с планом земельного участка; планом земельного участка от 2005 года; актом проверки от 11 апреля 2018 года и приложенным к нему фотоматериалом; иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, в связи с чем обоснованно признаны судьей достоверными относительно события правонарушения.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьи 7.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Доводы жалобы о неточном проведении замеров границ земельного участка опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе из приложенного к акту проверки фотоматериала усматривается отступление границы земельного участка, огороженного кирпичным забором, от документарной границы по фасаду нежилого здания, а также ограждение части земельного участка металлическим забором.
При таком положении ссылка на неуказание в протоколе об административном правонарушении показаний специального технического средства, которым осуществлялось измерение площади земельного участка, в данном случае не свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований. Точная площадь занимаемого и используемого ФИО1 земельного участка, может повлиять на размер назначаемого административного штрафа, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылка на благоустройство земельного участка в санитарно-защитной зоне несостоятельна, поскольку самовольное занятие и использование земельного участка осуществлено путем его ограждения забором.
Также необоснован довод жалобы об отсутствии оснований для проведения в отношении ФИО1 плановой выездной проверки.
Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт а); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт з).
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 486, определено, что плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом, подготовленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. В план проведения плановых проверок граждан включаются физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков (пункт 30). Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки (пункт 39). Юридическим фактом - основанием для подготовки и проведения плановой проверки - является распоряжение о проведении плановой проверки (пункт 41). Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа) документах юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина обязательным требованиям (пункт 51).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что плановая выездная проверка в отношении ФИО1 проведена в рамках осуществления государственного земельного надзора на основании соответствующего распоряжения в соответствии с приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 30 октября 2017 года № 463 «Об утверждении плана проведения плановых проверок физических лиц в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области на 2018 год».
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию ее автором положений действующего законодательства, были предметом обсуждения судьи районного суда и им дана правильная правовая оценка.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июня 2018 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель от 28 апреля 2018 года № 93, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова