ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-49/2015 от 03.03.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Гайдук Н.С. Дело № 21-49/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

 03 марта 2015 года г. Смоленск

 Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л.  при секретаре Вениаминове П.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

 постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Гагаринский» Смоленской области от 23 декабря 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 января 2015 года, <данные изъяты> ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнут наказанию <данные изъяты>.

 В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеназванных постановления должностного лица и решения судьи районного суда и о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку нанесение дорожной разметки в зимний период времени является невозможным. Кроме того, недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения выявлены в нарушение порядка проведения проверок органа местного самоуправления или его должностных лиц, что является незаконным.

 Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, а также законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья Смоленского областного суда приходит к следующему.

 Несоблюдение должностными лицами, ответственными за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность по ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог и дорожных сооружений их состояния, соответствующего установленному государственным стандартом.

 ГОСТ 52289-2004 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

 В соответствии с п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

 Пунктом 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрены случаи, когда необходимо применять горизонтальную разметку.

 Как видно из материалов дела, 23 декабря 2014 г. в 17 час. 15 мин. ФИО2, являясь должностным лицом, ответственным за состояние дорог г. Гагарин Смоленской области, в нарушение п.13 Основных положений ПДД РФ, не принял мер к соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, выразившееся в отсутствии на улице ... дорожной горизонтальной разметки, предусмотренной п. 1.1 ПДД РФ.

 Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждаются собранными по данному делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 23 декабря 2014 г., показаниями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении о том, что при расследовании обстоятельств ДТП, произошедшего в указанном в протоколе месте было установлено отсутствие дорожной разметки, разделяющей потоки транспорта в противоположных направлениях, объяснениями Рабочего Е.В., не оспаривавшего отсутствие на дороге в указанном месте горизонтальной дорожной разметки, оцененными судьей в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Должностное лицо ФИО2, является субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, исходя из следующего.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

 Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

 Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 Согласно части 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.37 Закона).

 Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 ФИО1 является <данные изъяты>. Данный отдел входит в структуру администрации города Гагарин.

 Согласно должностной инструкции начальника отдела по благоустройству, дорожной деятельности и муниципальным услугам администрации г. Гагарин Смоленской области, начальник отдела является должностным лицом и в соответствии с п.1.4 должностной инструкции обязан обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение Конституции РФ, реализацию законов Российской Федерации и Смоленской области, Устава Гагаринского городского поселения, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Смоленской области. В соответствие с п.3.1.1 данной инструкции обязан обеспечивать в пределах своей компетенции решение возложенных на отдел задач.

 Согласно п. 2.1.1 Положения об отделе по благоустройству, дорожной деятельности и муниципальным услугам администрации г. Гагарин Смоленской области, одной из основных задач отдела является организация строительства, содержания, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильной дороги, объектов дорожного сервиса местного значения на территории г. Гагарин.

 Согласно п. 5.3 Положения отдел возглавляет начальник, который в соответствии с п. 5.6 должностной инструкции несет ответственность за несвоевременное и несоответствующее установленным требованиям действующего законодательства выполнение предусмотренных положением об отделе, настоящей должностной инструкцией задач и функций в порядке, установленном действующим законодательством.

 Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено правилами и схемами организаций дорожного движения (п.1 ст.22 Закона «О безопасности дорожного движения»).

 Законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги независимо от их форм собственности и назначения, урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности, которая включает и содержание автомобильных дорог. Под содержанием дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 1, п.п. 6, 12 ст. 3 Закона).

 Элементами обустройства автомобильных дорог являются – сооружения, к которым относятся в том числе дорожные знаки и дорожная разметка.

 Согласно частей 1, 2 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается, среди прочего, муниципальными правовыми актами.

 Также в пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, указано, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартом, норм и правил.

 Таким образом, с учетом правового статуса должностного лица, особенностей правового регулирования содержания дорог и предъявляемых требований к безопасности дорожного движения, представляется, что уполномоченное на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения должностное лицо в установленном порядке обязанное обеспечивать в пределах своей компетенции решение возложенных на отдел задач по содержанию, ремонту дорожного полотна и элементов обустройства дорог, несет ответственность за неисполнение данной обязанности.

 Должностным лицом и районным судьей установлено, что <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 нарушил правила содержания дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии.

 Выявленные должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Гагаринский» недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки, создавали угрозу безопасности дорожного движения, так как дорожная разметка должна была быть нанесена на проезжей части дороги в указанном месте в соответствии с установленным государственным стандартом.

 Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства настоящего дела, нахожу обоснованными выводы о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.

 Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судьей первой инстанции и не содержат оснований для отмены обжалуемых актов.

 Утверждение о невозможности нанесения дорожной разметки в зимний период времени не имеет правового значения, поскольку в вину ФИО1 вменяется не обязанность нанесения дорожной разметки в зимний период времени, а не принятие мер к ее применению в период времени предшествовавший зимнему, когда имелись все условия для ее нанесения. К тому же, как правильно отмечено судьей, доказательств тому, что ранее (до зимнего периода) такая разметка имелась, не имеется.

 Довод жалобы о выявлении должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Гагаринский» факта отсутствия горизонтальной дорожной разметки в рамках проведения плановой, внеплановой проверки органов местного самоуправления с нарушением порядка проведения такой проверки, что делает результаты такой проверки недопустимыми доказательствами, не может являться основанием для отмены судебного решения, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, что соответствует требованиям содержащимся в п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.

 Кроме того, выявление инспектором ДПС недостатков в содержании дороги, отраженных в протоколе об административном правонарушении, не свидетельствует о каких-либо нарушениях, поскольку в соответствии с Приказом МВД РФ от 08.06.1999 №410 (п. 10.2) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется в том числе посредством повседневного надзора инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (п.10.2.8.4). Помимо этого, в данном случае недостатки в содержании дороги были выявлены не в результате проводимой плановой, внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, а в результате установления обстоятельств случившегося ДТП, что также не может свидетельствовать о незаконности действий должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

 Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать принятые процессуальные акты как незаконные и необоснованные, не установлено.

 Наказание ФИО1 назначено в соответствии с нижним пределом санкции ст.12.34 КоАП РФ.

 Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Гагаринский» Смоленской области от 23 декабря 2014 г. и решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Судья А.Л. Штейнле