ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-4/2015 от 18.02.2015 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

<данные изъяты> Дело № 7-04/2015

РЕШЕНИЕ

18 февраля 2015 года г. Нарьян-Мар

Судья суда Ненецкого автономного округа Коновалова С.П.,

при секретаре судебного заседания Гура Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе <данные изъяты> Открытого акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» ФИО1 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 14 января 2015 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу ФИО2 № 04-122/2014 от 25 сентября 2014 года в отношении Открытого акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» (далее ОАО «АМНГР») о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба <данные изъяты> ОАО «АМНГР» ФИО1- без удовлетворения,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу ФИО2 № 04-122/2014 от 25 сентября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Нарьян-Марского городского суда от 14 января 2015 года, ОАО «АМНГР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

В жалобе, поданной в суд Ненецкого автономного округа, <данные изъяты> ОАО «АМНГР» ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Полагает, что в постановлении по делу об административном правонарушении №04-122/2014 необоснованно отражено, что ОАО «АМНГР» имело все возможности не допустить нарушения требований законодательства о недрах.

Указывает, что до настоящего времени условия лицензии НРМ 15200 НЭ не выполнены в связи отсутствием финансирования и отсутствием денежных средств у ОАО «АМНГР».

Обращает внимание суда, что в пункт 3.2.4 лицензии в НРМ 15200 не правомерно было включено положение о достижении недропользователем уровня утилизации ПНГ не ниже 95% исключительно в целях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа при выдаче разрешений на выбросы. 22 сентября 2014 года ОАО «АМНГР» получено дополнение к лицензии, которое исключило из п.3.2.4 лицензии положение о достижении недропользователем уровня использования попутного газа не ниже 95%.

Так же указывает, что скважины переведены в бездействующий фонд с целью выполнения пункта ДД.ММ.ГГГГ условий лицензионных соглашений. В связи с чем, необоснованно предъявлено вменено несоблюдение пункта 104 Правил охраны недр.

Кроме того, указывает, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обществу установлены конкретные сроки исполнения условий лицензии в 2015 году. С учетом данных обстоятельств полагает, что ОАО «АМНГР» не может быть привлечено к административной ответственности в 2014 году, то есть, ранее установленных судом сроков исполнения условий лицензий.

Анализируя нормы закона, полагает, что административным органом не исследовался вопрос о наличии объективной стороны вменяемого ОАО «АМНГР» правонарушения, не представлено доказательств того, что ОАО «АМНГР» в спорный период пользовалось недрами.

Обращает внимание суда на то, что в ходе административного производства причины невыполнения обществом условий лицензионного соглашения административным органом не выяснялись. Доказательств наличия у общества возможности исполнить спорные условия лицензионного соглашения административным органом не представлено.

Полагает, что вина общества в совершении действий (бездействия) не доказана, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для привлечения к административной ответственности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «АМНГР» является владельцем лицензии НРМ 15200 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением на добычу углеводородного сырья в пределах Центрального блока Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения. Лицензия зарегистрирована в Федеральном агентстве по недропользованию МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ за /НРМ 15200 НЭ. Дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 1 «Условия пользования недрами»).

Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью письменных доказательств дела и не оспариваются.

ОАО «АМНГР» в соответствии с пунктом 3.2.4 лицензионного соглашения обязано обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов, по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе, в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность.

При этом, объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95%.

Согласно пункту 4.1.10 Приложения, ОАО «АМНГР» обязано обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.

Пунктом 104 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 года №71 «Об утверждении правил охраны недр» Пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин.

В целях предотвращения разбалансирования реализуемой системы разработки не допускается остановка и вывод в бездействующий фонд скважин по причине низкого дебита или высокой обводненности, если уровень обводнения ниже предельного уровня, предусмотренного проектной документацией. Бездействующий фонд скважин может составлять не более 10% от эксплуатационного фонда.

Как следует из материалов дела, ОАО «АМНГР» не выполнены данные условия, установленные лицензией.

Факт совершения ОАО «АМНГР» указанного административного правонарушения подтверждается: информацией о выполнении условий лицензионных соглашений по состоянию на 1 августа 2014 года, копией протокола Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №5200 от 25 августа 2011 года «Дополнение к технологической схеме разработки Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения на о. Колгуев в Баренцевом море», статистическими данными о запланированном использовании растворенного газа на 2011, 2012 и 2013 годы в количестве 80%, 95%, 95% соответственно и его фактической утилизации, в 2011 году – 2,4%, в 2012 году-3,1 %; в 2013 году -3,4 %, что опровергает довод заявителя о том, что ОАО «АМНГР» в спорный период не пользовалось недрами.

Наличие бездействующего фонда скважин более 10% от эксплуатационного фонда, в жалобе не оспаривается.

Ссылка в жалобе на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены конкретные сроки исполнения условий лицензии в 2015 году, а также получение дополнения №2 к лицензии, которое исключило из п.3.2.4 лицензии положение о достижении недропользователем уровня использования попутного газа не ниже 95%,. повлечь отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении решений не может, поскольку установление сроков исполнения условий лицензии не освобождает лицензиата от пользования недрами в соответствии с лицензией.

Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, является обоснованным вывод о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Ссылка заявителя на отсутствие финансирования не может быть принята, поскольку, осуществляя лицензируемую деятельность и соглашаясь с ее условиями, а также с требованиями утвержденного в установленном порядке технического проекта, ОАО «АМНГР» приняло на себя все, вытекающие из этого, обязательства.

Доказательств того, что перевод скважин в бездействующий фон был осуществлен по причине аварийности скважин либо нахождения их на капитальном ремонте, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах действия ОАО «АМНГР» правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, при вынесении обжалуемых решений не было учтено, что срок давности привлечения к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два месяца. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно пункту 19 указанного Постановления, административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Как следует из протокола и постановления о привлечении к административной ответственности, ОАО «АМНГР» одним из пунктов нарушения лицензии указан факт утилизации попутного газа ниже запланированного - в 2011 году - 2,4%, в 2012 году-3,1 %; в 2013 году -3,4 %.

Вместе с тем ни должностное лицо, ни суд при вынесении решений не учли, что уровень утилизации ПНГ устанавливается лицензией на пользование недрами и (или) техническим проектом на каждый год отдельно и данные по утилизации формируются по окончании календарного года, а, следовательно, административное правонарушение не является длящимся.

В данном случае срок для привлечения к административной ответственности за нарушение лицензии в части несоблюдения требований по утилизации ПНГ начинает исчисляться с 1 января каждого года (по завершении календарного года) - только после этого периода можно определить, соблюдаются ли требования по утилизации ПНГ или нет, а также выявить нарушения в этой части требований, установленных лицензией и (или) техническим проектом.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в данном случае определенная пунктом 3.2.4 лицензионного соглашения обязанность общества прекращается с наступлением отчетной даты – 31 декабря 2011 года, 31 декабря 2012 года и 31 декабря 2013 года, поскольку факт утилизации попутного газа ниже запланированного в установленный срок уже имеет место быть и в дальнейшем невозможно пресечь и устранить такое нарушение условий лицензии. В связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению истек и подлежит исключению из вмененных обществу в вину.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи. Обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для снижения суммы административного штрафа, с учетом характера выявленных нарушений не выявлены. Исключение из постановления одного из нарушений снижение назначенного административного штрафа не влечет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу ФИО2 № 04-121/2014 от 25 сентября 2014 года и решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 14 января 2015 года в отношении ОАО «АМНГР» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ – изменить.

Исключить из числа вмененных в вину Открытому акционерному обществу «Арктикморнефтегазразведка» невыполнение п.3.2.4 условий лицензионного соглашения по выполнению уровня использования растворенного газа в 2001 году-80%; 2012 году-95%; 2013 году-95 %.

В остальной части, в том числе в части квалификации действий ОАО «Арктикморнефтегазразведка» и назначенного наказания, постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> Открытого акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.П. Коновалова