дело № 21-501/2021
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Мустафиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Кувандыкского городского округа ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Кувандыкского городского округа и г. Медногорска по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому городскому округу и г. Медногорску № 87 от 04 июня 2021 года и решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области
установил:
постановлением главного государственного инспектора Кувандыкского городского округа и г. Медногорска по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому городскому округу и г. Медногорску № 87 от 04 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2021 года, администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области (далее администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Глава Кувандыкского городского округа ФИО2 просит об отмене вынесенных актов и прекращении производства по делу.
В возражениях на жалобу главный государственный инспектор Кувандыкского городского округа и г. Медногорска по пожарному надзору, начальник ОНД и ПР по Кувандыкскому городскому округу и г. Медногорску ФИО3. просит оставить жалобу без удовлетворения, принятые решения без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля главного государственного инспектора Кувандыкского городского округа и г. Медногорска по пожарному надзору ФИО4 прихожу к следующему выводу.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.
Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона N 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Согласно п.п. 63, 67, 70, 75, 53 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы местного самоуправления, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Статьей 30 Федерального закона № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Оренбургской области «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» от 13 мая 2021 года на территории Оренбургской области был установлен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела в период с 27 мая 2021 по 03 июня 2021 года сотрудниками ОНД и ПР по Кувандыкскому городскому округу и г. Медногорску, в ходе проведения внеплановой выездной проверки по распоряжению № 50 от 19 мая 2021 года, в отношении населенных пунктов АМО Кувандыкский городской округ расположенных по адресам: Оренбургская область, Кувандыкский район, д. Гумарово, д. Сарбаево, п. Ялнаир, д. Акчура, д. Верхненазаргулово, ч. Чукари-Ивановка, установлено, что юридическое лицо – Администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ допустило нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в с. Чукари-Ивановка, д. Верхненазаргулово, д. Акчура, д. Сарбаево, д. Гумарово
1) ширина противопожарной минерализованной полосы вокруг населенного пункта менее 10 метров (ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.94г. ст. 19; Ф3№ 131-Ф3 от 06.10.03г. ст. 16 ч. 1 п. 10; ФЗ № 123-Ф3 от 22.07.08г. ст. 63; ПП РФ № 1479 от 16.09.2020г. п. 63
2) не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы. ФЗ №69-ФЗ от 21.12.94г. ст.19; Ф3№131-Ф3 от 06.10.03г. ст.16 ч.1 п.10; ФЗ №123-Ф3 от 22.07.08г. ст.63; ПП РФ № 1479 от 16.09.2020г. п.67,70
3) время прибытия первого подразделения пожарной охраны в населенный пункт к месту вызова превышает 10 минут. Не приняты меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. ФЗ №69-ФЗ от 21.12.94г. ст.19; ФЗ №123-Ф3 от 22.07.08г. ст.63,76; Ф3№131-Ф3 от 06.10.03г. ст.16 ч.1 п.10.
Кроме того, в с. Чукари-Ивановка:
-населенный пункт не обеспечен телефонной связью (таксофон не работает). ФЗ №69-ФЗ от 21.12.94г. ст.19; Ф3№131-Ф3 от 06.10.03г. ст.16 ч.1 п.10; ФЗ №123-Ф3 от 22.07.08г. ст.63;
в д. Верхненазаргулово:
подъезд к естественному водоисточнику не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. ФЗ №69-ФЗ от 21.12.94г. ст.19; Ф3№131-Ф3 от 06.10.03г. ст.16 ч.1 п.10; ФЗ №123-Ф3 от 22.07.08г. ст.63; ПП РФ № 1479 от 16.09.2020г. п. 75;
отсутствует автономный резервный источник энергоснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни. ФЗ №69-ФЗ от 21.12.94г. ст.19; Ф3№131-ФЗ от 06.10.03г. ст.16 ч.1 п.10; Ф3№123-Ф3 от22.07.08г. ст.63; ПП РФ № 1479 от 16.09.2020г. п. 53.
В п. Ялнаир: подъезд к естественному водоисточнику не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации МО Кувандыкский городской округ протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и вынесении 04 июня 2021 года постановления о назначении администрации МО Кувандыкского городского округа административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Фактические обстоятельства дела и вина юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении проверки; актом проверки; предписанием; протоколом об административных правонарушениях, фотоматериалом и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия администрации МО Кувандыкский городской округ правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку на основе представленных доказательств было достоверно установлено, что администрацией было допущено нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии вины в действиях администрации являются несостоятельными, поскольку в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией МО Кувандыкский городской округ необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на нее, как на уполномоченное юридическое лицо обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, а также о невозможности соблюдения норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы в части того, что администрация городского округа не может быть субъектом ответственности в части соблюдения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны в населенных пунктах являются несостоятельными в силу следующего.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО5 следует, что в ходе проверки было установлено, что на территории Кувандыкского района в д. Гумарово, д. Сарбаево, п. Ялнаир, д. Акчура, д. Верхненазаргулово, ч. Чукари-Ивановка отсутствуют добровольные пожарные отряды, которые бы могли в случае возникновения пожара принять меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Ближайшие места подразделений противопожарной службы находятся от указанных сел на значительном расстоянии от 60 до 30 км, в связи с чем невозможно их прибытие в пункт назначения в течение 10 минут.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Таким образом, законодательство РФ наделило органы местного самоуправления полномочиями по оказанию поддержки общественным объединениями пожарной охраны и добровольным пожарным организациям, вместе с тем доказательств достоверно подтверждающих, что администрацией МО Кувандыкского городского округа были приняты соответствующие меры к организации и поддержки таких противопожарных служб в границах МО не представлено.
Доводы жалобы в части того, что противопожарная минерализованная полоса должна быть шириной 0.5 метра, а не 10 метров как указано в постановлении основаны на неверном толковании закона, поэтому не подлежат удовлетворению, поскольку ширина минерализованной полосы 10 метров предусмотрена для исключения возможности перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, а потому ее необходимо прокладывать вокруг населенного пункта, тогда как минерализованную полосу 0,5 метров прокладывают вокруг лесного массива, что следует из п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Протокол об административном правонарушении в отношении администрации по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ составлен уполномоченным должностным лицом, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данный протокол составлен с соблюдением требований статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой. Рассмотрение дела осуществлено в рамках обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
Утверждение о наличии по делу неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу заявителя, не подтверждаются материалами дела. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Указание на отсутствие бюджетных средств не является основанием для отмены принятых по делу решений, поскольку фактические обстоятельства дела и вина юридического лица были установлены и подтверждены совокупностью доказательств по делу.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доказательств невозможности соблюдения правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия Администрацией исчерпывающих мер для соблюдения указанных правил должностным лицом и судом не установлено.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления и решения, принятых по делу.
В жалобе, адресованной в Оренбургский областной суд, глава МО Кувандыкский городской округ указал, что бюджет муниципального образования дотационный, дефицит бюджета составляет 8 000 000 рублей. За счет собственных доходов муниципальным учреждениям доведен минимальный бюджет лишь на первоочередные расходы, потребность в бюджетных средствах на организацию полномочий меньше доведенных бюджетных средств.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, требований ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и в целях исключения избыточного ограничения прав администрации МО Кувандыкского городского округа назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи Кувандыкского районного суда, вынесенное в отношении администрации МО Кувандыкский городской округ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, по делу не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора Кувандыкского городского округа и г. Медногорска по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому городскому округу и г. Медногорску № 87 от 04 июня 2021 года и решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2021 года г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области изменить: размер назначенного административного штрафа снизить с 200 000 (двести тысяч) рублей до 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части принятые решения оставить без изменения, жалобу оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина