Судья: Карпинская А.В. № 21-504
РЕШЕНИЕ
12 сентября 2017 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Шишкиной А.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 01 августа 2017 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 29 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица акционерного общества «Вольский механический завод» - начальника отдела охраны труда и окружающей среды ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 29 мая 2017 года начальник отдела охраны труда и окружающей среды акционерного общества «Вольский механический завод» (далее - АО «ВМЗ», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 01 августа 2017 года постановление по делу об административном правонарушении от 29 мая 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу постановление и решение суда, ссылаясь на отсутствие события вменяемого административного правонарушения. Указывает, что согласно техническому отчету по обращению с отходами на предприятии не образовывались и не накапливались виды отходов, в отношении которых отсутствуют паспорта, в связи с чем полагает, что обязанность по отнесению таких отходов к конкретному классу опасности отсутствовала.
ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представило, в связи с чем суд рассмотрел жалобу без участия указанного лица.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Федеральным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 декабря 2014 года № 541.
Данным Порядком предусмотрено, что химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной
АО «ВМЗ», являясь юридическим лицом, осуществляет свою хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами, что никем не оспаривается.
На основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 79р от 03 апреля 2017 года в период с 17 апреля 2017 года по 17 мая 2017 года в отношении АО «ВМЗ», расположенного по адресу: Саратовская область, город Вольск, <...>, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами.
По делу установлено, что АО «ВМЗ» разработан и в установленном порядке согласован проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выданы документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16 сентября 2015 года № 8/278, от 26 января 2012 года № 8/35, от 26 января 2012 года № 8/212.
В соответствии с техническим отчетом за период с 16 сентября 2015 года по 16 сентября 2016 года на предприятии образовалось 140,259 т отходов, из них использовано 2,072 т, передано другим хозяйствующим субъектам для использования 91,643 т, для обезвреживания -0,201 т, на захоронение 46,343 т.
АО «ВМЗ» 22 декабря 2015 года направил материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды в ФБУ «ФЦАО».
23 мая 2016 года АО «ВМЗ» выдано уведомление о результатах проверки, согласно которому в результате анализа представленных документов установлено, что класс опасности отходов не соответствует заявленным.
Так, у АО «ВМЗ» отсутствуют паспорта отходов следующих видов: отходов негалогенированных органических растворителей и их смесей; отходов материалов лакокрасочных на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров (лаки, краски, эмали, грунтовки) в неводной среде; отходов при обработке металлов резанием (точением, фрезерованием, сверлением, зенкерованием, долблением, протягиванием, развертыванием и т.д.).
Однако исправленные материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды АО «СМЗ» в ФБУ «ФЦАО» не направляло.
ФИО1 на основании приказа № 26 от 16 января 2017 года являлся ответственным за соблюдение указанных требований закона в АО «ВМЗ».
По данному факту 24 мая 2017 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области в отношении начальника отдела охраны труда и окружающей среды АО «ВМЗ» ФИО1 составлен протокол № 3-097/2017 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт выявленных нарушений требований законодательства при обращении с отходами производства подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили должную оценку должностного лица и судьи в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При этом ссылка в жалобе на содержание технического отчета и отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности является необоснованной, поскольку такой отчет составляется с целью подтверждения заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период (пункт 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349), что само по себе не свидетельствует о том, что в результате деятельности предприятия не образуются отходы вышеуказанных видов.
Полагаю, что всем доводам ФИО1 дана правильная правовая оценка, с которой соглашаюсь. Представленные в судебное заседание ФИО1 документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не влияют на правильность выводов суда и должностного лица о его вине в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1, как должностное лицо, ответственное за осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, организацией и контролем за обеспечением нормативными документами, правилами, типовыми инструкциями по охране окружающей среды, обязан был принять все зависящие от него меры для предотвращения нарушения требований законодательства при обращении с отходами.
Доказательств, подтверждающих принятие ФИО1 всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, а также отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем при производстве по делу об административном правонарушении не представлено.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
Доводы жалобы на законность и обоснованность постановления должностного лица и обжалуемого решения судьи не влияют, основаны на неправильном толковании закона и оценке установленных по делу обстоятельств.
При таком положении каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, в связи с чем оснований для отмены или изменения принятых по делу решений не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 01 августа 2017 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 29 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова