Дело № 21-504/2021 Судья Сидорова И.Н. Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении
29 ноября 2021 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника Малова С.А. - адвоката Максимова А.А. на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Малова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики№ № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года директор автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Малов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики№ № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года изменено, из состава административного правонарушения исключено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 12 000 рублей, выплаченной на основании платежного поручения № от 06 марта 2019 года, и в сумме 1200 рублей, выплаченной на основании платежного поручения № от 03 июля 2019 года, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам, постановлено считать сумму нецелевого расходования бюджетных средств на оплату услуг по оценке имущества для определения стоимости арендной платы сумме 24 000 рублей, на оплату услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета - в в сумме 7 200 рублей. В остальном постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник ФИО1 – адвоката Максимов А.А. просит об отмене вынесенных по делу актов по мотивам их незаконности.
Изучив представленные материалы, выслушав ФИО1 и его защитника– адвоката Максимова А.А., поддержавших доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
На основании статьи 15.14 КоАП РФ административная ответственность наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
На основании абзаца 6 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Абзацем 1 и 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абз.1). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2).
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 2015 года № 1 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетным и автономным учреждениям Чувашской Республики на цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 декабря 2015 года № утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее – Положение от 8 декабря 2015 года № 433).
В соответствии означенным Положением между Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и автономным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики заключены Соглашения от 21 декабря 2018 года № и от 25 декабря 2019 года № о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики автономному учреждению Чувашской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (далее – Соглашение от 21 декабря 2018 года №, Соглашение от 25 декабря 2019 года №).
Согласно пунктам 1.1, 2.1-2.3 означенных Соглашений субсидии в 2019 году и 2020 году предоставляются Учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании, ее размер составляет 10558500 рублей и 10867450 рублей соответственно, размер субсидии рассчитывается в соответствии с показателями государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативных затрат и корректирующих к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с Положением.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары во исполнения поручения прокуратуры Чувашской Республики от 05.04.2021 № на основании решения о проведении проверки заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары от 06.04.2021 №, в период с 06.04.2021 по 09.04.2021 по акту проверки Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения автономным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва № по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики законодательства в части соблюдения бюджетного законодательства за 2019-2020 г.г, в ходе которой выявлено, что Минспортом Чувашии доведены до Учреждения государственные задания на 2019 год и 2020 год на выполнение государственных работ на виды спорта: дзюдо и самбо, при этом Учреждением в 2019 -2020 годы произведены расходы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме 43,2 тыс. рублей, на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а именно:
- на оплату услуг по оценке имущества для определения стоимости арендной платы – в общей сумме 36,0 тыс. руб. (оплата произведена в пользу ООО <данные изъяты>» платежными поручениями от 06.03.2019 № – 12.0 тыс. руб., от 26.09.2019 № - 12.0 тыс. руб., от 10.03.2020 №- 12.0 тыс. руб.), для последующей сдачи его в арнеду;
- на оплату услуг БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» Минспорта Чувашии» по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в общей сумме 7,2 тыс. руб.
Между тем, в соответствии с пунктом 6.1 от 09.01.2019 № 15 Учреждение (Заказчик) перечисляет БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» Минспорта Чувашии (Исполнителю) в целях укрепления и сохранения материально – технической и информационной базы Исполнителя и совершенствования бюджетного (бухгалтерского) обслуживания средства, поступающие Заказчику от приносящей доход деятельности 1,2 тыс. руб. ежемесячно.
Изложенные выше обстоятельствах послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары Ивановой И.Г. постановления от 12 апреля 2021 года о возбуждении в отношении директора автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, и вынесения заместителем министра финансов Чувашской Республики ФИО2 постановления № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, при этом, сославшись на часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 26 июля 2019 года, исключил из состава административного правонарушения нецелевое использование бюджетных средств в размере 12 000 рублей, выплаченных на основании платежного поручения № 107 от 06 марта 2019 года, и в размере 1200 рублей, выплаченных на основании платежного поручения № от 03 июля 2019 года, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе справкой от 9 апреля 2021 года об исполнении поручения прокуратуры Чувашской Республики; Соглашением от 21 декабря 2018 года №; Соглашением от 25 декабря 2019 года №; актом от 15 марта 2021 года проверки законности, результативности использования средств, выделенных из консолидированного бюджета Чувашской Республики на обеспечение деятельности учреждений спорта, в том числе на реализацию мероприятий регионального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография», а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом за 2018 – 2020 годы; копиями означенных выше платежных поручений, договора на оказание услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета № от 9 января 2019 года, Устава Учреждения, трудового договора от 28 мая 2018 года с дополнительными соглашениями, и другими.
Доводы жалобы о том, что денежные средств были направлены на цели, соответствующие целям деятельности Учреждения, при этом нецелевого использования субсидии в соответствии с соглашениями с учредителем о порядке и условиями предоставления субсидий не было допущено, тщательно проверены должностным лицом административного органа и судьей районного суда и обосновано опровергнуты со ссылкой на нормы бюджетного законодательства и конкретные обстоятельства дела.
Повода не согласиться с мотивами, по которым постановлением должностного лица и решением судьи эти доводы опровергнуты, не имеется.
Так, в соответствии с Соглашениями от 21 декабря 2018 года №, от 25 декабря 2019 года № Учреждению предоставлены субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
Сведения о доведенном до Учреждения государственном задании на 2019 год и на 2020 года на выполнение государственных работ по видам спорта «Дзюдо» и «Самбо» отражены в акте проверке от 15 марта 2021 год.
Исходя из норм бюджетного законодательства и Положения от 8 декабря 2015 года №, оплата Учреждением за счет субсидий из республиканского бюджета услуг по оценке имущества для определения стоимости арендной платы для последующей сдачи его в аренду, однозначно свидетельствует об их расходовании на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
Такое использование субсидии (расходование денежных средств) является невозможным в силу положений статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в соответствии с которыми в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
В той части, в которой ФИО1 допущено перечисление денежных средств в пользу БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» Минспорта Чувашии» по договору от 09.01.2019 №, то исходя из содержания означенного договора, в том числе пункта 6.1, следует, что указанные расходы за счет субсидии из республиканского бюджета фактически были направлены не за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета Учреждения – Заказчика, которое договором не предполагается возмездным со стороны Исполнителя, а осуществлены в целях укрепления и сохранения материально – технической и информационной базы Исполнителя и совершенствования бюджетного (бухгалтерского) обслуживания.
Расходы на указанные предусмотренные пунктом 6.1 Договором цели за счет субсидии никак нельзя признать связанными с выполнением Учреждением государственного задания на выполнение государственных работ по видам спорта: самбо и дзюдо, при этом ФИО1 достоверно знал, что указанные расходы должны быть осуществлены за счет средств, поступающих Заказчику – Учреждению от приносящей доход деятельности.
Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица от 25 мая 2021 года и решении судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года сделан обоснованный вывод наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу ФИО1 с учетом требований статей 2.2, 2.4, 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Вместе с тем имеются основания для их изменения.
Так, исключая их совершенного ФИО1 административного правонарушения перечисление денежных средств (в том числе по платежному поручению № от 3 июля 2019 года) за пределами годичного срока давности исходя из части 3 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 26 июля 2019 года, общую сумму нецелевого использования бюджетных средств в размере 7200 рублей при платежах в пользу БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» судья районного суда оставил без изменения, при этом счел нецелевым использованием перечисление 1200 рублей платежным поручением № от 27 декабря 2019 года, что ФИО1 при возбуждении дела об административном правонарушении не вменялось и в постановлении должностного лица административного органа не установлено.
В указанной части обжалуемые акты подлежат уточнению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, уточнить, указав о нецелевом использовании бюджетных средств, выплаченных пользу БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» платежными поручениями от 5 августа 2019 года № 475, от 23 сентября 2021 года № 586, от 8 октября 2019 года № 638, от 26 ноября 2019 года № 749, от 10 декабря 2019 год № 795 на общую сумму 6000 рублей.
В остальном постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – адвоката Максимова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев
Решение10.12.2021