№ 21-506/2022
УИД 38RS0032-01-2021-008024-39
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 26 мая 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника Шиховой М.В., допущенной к участию в деле на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шиховой М.В. на постановление ведущего специалист-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО1Номер изъят (СЗ-1119) от 30 ноября 2021 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего специалист-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкалькой природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО1Номер изъят (СЗ-1119) от 30 ноября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» (согласно выписки из ЕГРЮЛ сокращенное наименование – ООО «Байкальская энергетическая компания») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 апреля 2022 г. постановление должностного лица оставлено без изменений, жалоба защитника Шиховой М.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Шихова М.В., просит об отмене вынесенных по делу актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указывает, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. направлен в Управление Дата изъята , в связи с чем выражает несогласие с протоколом, в части предъявленного обществу обвинения как бездействие. Кроме того, указывает о том, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным, поскольку ООО «Байкальская энергетическая компания» за 2020 г. своевременно подало отчеты в органы, осуществляющие экологический надзор, ошибочное направив в Службу государственного экологического надзора Иркутской области, а также отсутствие предписания вынесенного в отношении юридического лица.
В судебном заседании защитник Шихова М.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить вынесенные в отношении ООО «Байкальская энергетическая компания» акты.
Законный представитель ООО «Байкальская энергетическая компания», защитники Алексеева К.Е., Шаленская Л.П., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении № Э-980 (СЗ-1119), судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, а также представленные с ней скриншоты с личного кабинета природопользователя, выслушав защитника Шихову М.В., прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
В силу пункта 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки представления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены в Приложении 2 к приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Так, в силу пункта 1 указанного Приложения, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Из представленных материалов дела следует, что по результатам проверки сведений о соблюдении сроков представления в уполномоченный орган Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г. установлено, что ООО «Байкальская энергетическая компания», расположенное по адресу: <адрес изъят>, осуществляющее свою деятельность на объекте: «Промплощадка Участок Номер изъят ТЭЦ-9», код объекта Номер изъят, относящемся ко II-й категории объектов негативного воздействие на окружающую среду, включенном в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, допустило сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, а именно: в нарушение пункта 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, не представило в установленный законом срок - до (данные изъяты) г. в Управление отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по объекту.
Указанные обстоятельства и вина ООО «Байкальская энергетическая компания» в совершении административного правонарушения подтверждаются исследованными допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: протоколом об административном правонарушении Номер изъят (СЗ-1119) от Дата изъята (л.д.21-25), служебной запиской начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха ФИО5 от Дата изъята , созданной в форме электронного документа Номер изъят от Дата изъята с приложениями Номер изъят и Номер изъят (реестр объектов НВОС), из которых следует, что ООО «Байкальская энергетическая компания» не представило в Управление в установленный законом срок отчет - до Дата изъята (в частности на л.д.77) (л.д.68-98), свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду Номер изъят от Дата изъята
Выпиской, изготовленной Иркутским областным судом, из приложения Номер изъят к служебной записке (л.д.68-69, 71-98), сформированной из списка юридических лиц, не предоставивших отчеты ПЭК, в соответствии с которым, требуемая отчетность по объекту НВОС «Промплощадка Участок Номер изъят ТЭЦ-9», в установленный законом срок не представлена (№ п/п 1604).
Вышеперечисленным и иным, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствам должностным лицом и судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Действия ООО «Байкальская энергетическая компания» обоснованно квалифицированы должностным лицом по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Кировского районного суда г. Иркутска исследовал представленные доказательства, счел их допустимыми, достоверными, и достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что действия ООО «Байкальская энергетическая компания» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ООО «Байкальская энергетическая компания» имело возможность для своевременного исполнения возложенной на него обязанности по предоставлению полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, по направлению в уполномоченный орган отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 г., за неисполнение которой Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры для ее исполнения.
При наличии должной степени предусмотрительности, юридическое лицо имело возможность удостовериться в своевременности и правильности предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, направления соответствующей отчетности.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО «Байкальская энергетическая компания» в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующего законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения опровергаются вышеизложенными доказательствами.
Факт нарушение ООО «Байкальская энергетическая компания» сроков представления соответствующей отчетности, подтверждается в частности, представленным со служебной запиской списком юридических лиц, не предоставивших отчеты ПЭК, находящихся на территории Иркутской области, из которого следует, что отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Промплощадка Участок Номер изъят ТЭЦ-9», деятельность на котором осуществляет ООО «Байкальская энергетическая компания», в установленный законом срок не представлена (№ п/п (данные изъяты)) (л.д.68-98).
Направление ООО «Байкальская энергетическая компания» требуемой отчетности в иной орган, не является надлежащим исполнением требований законодательства.
Таким образом, ООО «Байкальская энергетическая компания» обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно недостоверности сведений о событии правонарушения (недостоверного его описания) в протоколе об административном правонарушении несостоятельны, а потому подлежат отклонению.
Так, из протокола об административном правонарушении, а также иных материалов дела следует, что ООО «Байкальская энергетическая компания» привлечено к административной ответственности за сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, выразившееся в непредставлении соответствующей отчетности в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический надзор, в установленный законом срок, то есть вменяемое юридическому лицу правонарушение совершено в форме бездействия.
В связи с изложенным, указание заявителя о представлении при составлении Дата изъята протокола об административном правонарушении сведений о направлении требуемой отчетности Дата изъята , то есть после выявления неисполнения юридическим лицом обязанности в установленный срок, не свидетельствует о ненадлежащем описании события совершенного обществом правонарушения.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении содержатся надлежащее описание совершенного ООО «Байкальская энергетическая компания» правонарушения. Собранные по делу доказательства обоснованно признаны допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения дела по существу. Оснований для признания их недопустимыми доказательствами не имеется.
Представленные с жалобой скриншоты с личного кабинета природопользователя, также свидетельствуют о непредставлении в надлежащий надзорный орган требуемой отчетности в установленный законом срок.
Доводы автора жалобы относительно ошибочности представления соответствующей отчетности в ненадлежащий орган в пределах установленного законом срока, не могут служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку из свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду Номер изъят от Дата изъята следует, что объект негативного воздействия на окружающую среду – «Промплощадка Участок Номер изъят ТЭЦ-9», деятельность на котором осуществляет ООО «Байкальская энергетическая компания», включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следовательно соответствующая отчетность подлежит представлению в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический надзор.
Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда дана правильная оценка имеющимся в деле доказательствам, доводы поданной в Иркутский областной суд жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с указанными выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению по делу, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении ООО «Байкальская энергетическая компания» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Байкальская энергетическая компания» в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, обоснованным, соразмерным содеянному.
Оснований для применения положений статей 1.7 и 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для признания совершенного ООО «Байкальская энергетическая компания» правонарушения малозначительным сомнений не вызывают.
Вопреки доводам автора жалобы своевременное, но ошибочное направление отчета ПЭК в Службу государственного экологического надзора Иркутской области, отсутствие предписания об устранении нарушений требований при принятии отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, не могут служить основанием для признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков малозначительности административного правонарушения, исходя при этом из оценки фактических обстоятельств дела, также не усматривается.
Решение суда отвечает требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену вынесенных по делу актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 –30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление ведущего специалист-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкалькой природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО1Номер изъят (СЗ-1119) от 30 ноября 2021 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», оставить без изменения, жалобу защитника Шиховой М.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Ф. Полозова