ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-506/2022 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Берегова С.В.

№21-506/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

27.04.2022

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев протест и.о. прокурора Кондопожского района на решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия СЗТУ Росрыболовства от 22.07.2021 ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 8000 руб.

Решением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.01.2022, принятым по жалобе защитника, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

С таким решением не согласен и.о. прокурора Кондопожского района, в принесенном протесте просит его отменить. Указывает, что, вопреки выводам судьи, в действиях ФИО1 имеется состав вмененного правонарушения. Нарушений законодательства о государственном контроле не допущено, поскольку правонарушение выявлено в рамках проверочных мероприятий, проведенных по распоряжению СЗТУ Росрыболовства , в рамках договора пользования рыбоводным участком, в связи с чем к данным правоотношениям положения Федеральных законов от 26.12.2008 № 294-ФЗ и от 31.07.2020 № 248-ФЗ неприменимы. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона № 148-ФЗ и договора о предоставлении ФИО1 рыбоводного участка для осуществления аквакультуры данный орган исполнительной власти вправе контролировать соблюдение рыбоводным хозяйством условий договора, посещать территорию рыбоводного участка и требовать исполнения условий договора. Судьей не дана оценка вмененных ФИО1 действий на предмет их противоправности.

Подателем протеста также заявлено ходатайство о восстановлении срока принесения протеста, мотивированное тем обстоятельством, что нарушение природоохранного законодательства выявлены в рамках мероприятия прокурорского надзора 02.03.2022, в связи с чем срок пропущен по уважительной причине.

С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении срока принесения протеста.

Заслушав прокурора (...) поддержавшую доводы протеста, защитника (...) возражавшую против удовлетворения протеста, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон) деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и осуществлению иной деятельности, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили выявленные 08.07.2021 в 11.00 час. в Кондопожском районе Республики Карелия в акватории водного объекта рыбохозяйственного значения (оз. Онежское, Кондопожская губа, Тулгуба) те обстоятельства, что ФИО1 осуществил размещение и использование рыбоводных садков для целей рыборазведения и аквакультуры в нарушение ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Закона в отсутствие согласования с СЗТУ Росрыболовства.

Судья при пересмотре постановления пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения в связи с допущенными административно-процедурными нарушениями не может быть признано доказанным в установленном КоАП РФ порядке, в связи с чем отменил постановление и прекратил производство по делу.

Оснований не согласиться с обоснованностью судебного акта по существу не имеется.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и изложено мотивированное решение по делу.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается время совершения вмененного административного правонарушения.

Таким образом, время совершения правонарушения относится к существенным обстоятельствам, образующим событие правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении вмененное ФИО1 нарушение природоохранного законодательства выявлено административным органом 08.07.2021 в 11.00 час. (л.д. 14). Между тем, согласно имеющимся в деле письменным объяснениям руководителя СЗТУ Росрыболовства контрольное мероприятие проведено 10.06.2021 (л.д. 183, 184).

В административном материале имеется служебная записка начальника отдела развития аквакультуры воспроизводства ВБР от 11.06.2021, согласно которой данным должностным лицом проведена проверка деятельности ИП ФИО1 10.06.2021 в 13.45 час.

Достаточных оснований полагать о наличии описки в протоколе, и необходимости разрешать противоречие в дате и времени выявления правонарушения в пользу служебной записки должностного лица, не имеется. Так, контрольное мероприятие осуществлялось в отсутствие ФИО1 Указанные в протоколе дата и время совершения правонарушения продублированы в постановлении о назначении административного наказания.

Вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении должностным лицом, рассматривающим дело, не разрешался. На стадиях пересмотра постановления соответствующая возможность отсутствует. В связи с этим допущенное административным органом нарушение процессуальных требований КоАП РФ является самостоятельным основанием для отмены постановления с прекращением производства по делу на основании п.п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Кроме того, согласно позиции прокурора, мероприятие, результаты которого послужили основанием для возбуждения настоящего дела, не являлось контрольным, а осуществлялось в рамках гражданско-правовых отношений на основании заключенного с ФИО1 договора пользования рыбоводным участком от 02.06.2020.

В представленном в дело договоре пользования рыбоводным участком, действительно, предусмотрено право органа Росрыболовства контролировать соблюдение рыбоводным хозяйством условий договора, посещать территорию рыбоводного участка в целях контроля за выполнением условий договора (л.д. 115).

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 43.2 Закона в редакции, действовавшей по состоянию на 10.06.2021, осуществляемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области сохранения водных биологических ресурсов отнесена к федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Таким образом, если по результатам применения избранной органом Росрыболовства процедуры принимается решение, содержащее официальную оценку соблюдения контролируемым лицом природоохранного законодательства, в том числе решение о возбуждении дела об административном правонарушении, такая процедура является контрольным (надзорным) мероприятием или используется в качестве такового. В связи с этим при ее применении и определении ее правовых последствий должны соблюдаться требования законодательства о государственном контроле.

В силу ч.ч. 2 - 4 той же статьи Закона в редакции, действовавшей по состоянию на 10.06.2021, к данным правоотношениям подлежат применению Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при осуществлении проверок, в иных случаях контрольные мероприятия осуществляются на основании соответствующих плановых (рейдовых) заданий. Указанный вид федерального государственного надзора осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктами 8 и 9 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 № 1394, действовавшего по состоянию на 10.06.2021, контрольные мероприятия подлежат проведению лишь в форме выездных или документарных проверок, либо в рамках выполнения плановых (рейдовых) заданий.

Копия распоряжения о проведении проверки или планового (рейдового) задания в дело не представлены. В ответ на судебный запрос СЗТУ Росрыболовства представлена лишь копия распоряжения от 01.06.2021 о направлении сотрудников для осуществления проверочных мероприятий по исполнению рыбоводными хозяйствами условий договора пользования рыбоводными участками. Указанный документ не является распоряжением о проведении контрольного мероприятия и не содержит обязательных для такого акта реквизитов.

При таких обстоятельствах результаты проведенного контрольного мероприятия правомерно признаны судьей недопустимыми доказательствами, в связи с чем сформулирован вывод о недоказанности события вмененного правонарушения. Судебное решение обстоятельно мотивировано и основано на правильном толковании положений КоАП РФ и законодательства о государственном контроле.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданного протеста, в том числе по изложенным в нем доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, протест - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.В. Щепалов