Дело № 21-509/2017
Судья Фомина Н.Э.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 сентября 2017 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Федорова Станислава Моисеевича и руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ананьевой О.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника инспекции ФНС России по г. Чебоксары Федорова Станислава Моисеевича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 мая 2017 года в отношении должностного лица Федорова С.М., являющегося начальником инспекции ФНС по г. Чебоксары, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 6 июля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 15.14 КоАП РФ, в отношении Федорова С.М. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 6 июля 2017 года, заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики опротестовала его в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 августа 2017 года постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 6 июля 2017 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике на новое рассмотрение.
В жалобах, поданных в Верховный Суд Чувашской Республики, Федоров С.М. и руководитель Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ананьева О.Н. просят об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 августа 2017 года и оставлении постановления руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 6 июля 2017 года без изменения.
Изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Федорова С.М., извещенного надлежащим образом, выслушав защитников Суворову С.В. и Сорокину Е.В., представителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Мастерову К.И., подержавших доводы жалоб, заключение прокуроров Филиппова А.Н. и Александрова С.В. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствие со статьей 38 Бюджетноо кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Инспекцией ФНС России по г.Чебоксары на основании решения от 02.09.2015 № проведена выездная налоговая проверка ООО <данные изъяты> (далее Общество).
По результатам рассмотрения возражений Общества на акт ИФНС России по г.Чебоксары вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 13.12.2016 № и вынесено постановление о назначении экспертизы от 13.12.2016 №, которым перед экспертами поставлен вопрос: «Соответствует ли Заключение специалиста от 01.10.2016 (исполнитель ФИО) действующим нормативно правовым актам».
Проведение экспертизы поручено ЗАО <данные изъяты>
ИФНС России по г. Чебоксары в целях закупки услуг для государственных нужд заключен с ЗАО <данные изъяты> договор на возмездное оказание услуг от 14.12.2016 № за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2016 год на сумму <данные изъяты> руб. Акт приема-сдачи выполненных работ подписан между сторонами 26.12.2016.
28 декабря 2016 года начальником Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Федоровым С.М. подписано платежное поручение № от 28 декабря 2016 года об оплате экспертных услуг ЗАО <данные изъяты>
Оплата оказанных услуг произведена по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
26 мая 2016 года постановлением исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г.Чебоксары в отношении начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Федорова С.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по тем основаниям, что он в нарушение пункта 1 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 16.03.1999 N 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля", Постановления Минтруда РФ от 18.02.2000 N 19 "Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля", принял решение об оплате экспертных услуг ЗАО <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей, повлекшее нецелевое расходование бюджетных средств, поскольку проведение правовой экспертизы в рамках налогового контроля, согласно вышеприведенным нормам права, не предусмотрено. По мнению прокурора, разрешение правового вопроса о соответствии представленного заключения специалиста действующим правовым и нормативным актам отнесено к полномочиям специалистов налогового органа и в отсутствие на то государственной нужды не может дополнительно оплачиваться иным лицам за счет бюджетных средств.
Прекращая в отношении Федорова С.М. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, руководитель Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в своем постановлении № 15-16-28/01-2017 от 06 июля 2017 года пришел к выводу, что начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Федоров С.М. при осуществлении вменяемых ему в вину действий не нарушил требования действующего бюджетного законодательства и не допустил нецелевое расходование бюджетных средств, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 КоАП РФ.
В обосновании данного вывода должностное лицо административного органа сослалось на то, что оплата расходов на проведение экспертизы произведена в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по целевой статье <данные изъяты> по виду расходов <данные изъяты> «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» показателю «Оплата независимым экспертам», при этом указанные расходы предусмотрены бюджетной сметой ИФНС России по г. Чебоксары на 2016 год, а осуществление проверки исполнения постановления о назначении экспертизы и действий должностных лиц налоговых органов по исполнению данного постановления на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации не входит в полномочия Управления как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере.
Отменяя постановление о прекращении в отношении Федорова С.М. дела об административном правонарушении судья районного суда не согласился с изложенными выше выводами, полагая, что они не основаны на всестороннем и объективном исследовании всех значимых для дела обстоятельств, в связи с чем отменил опротестованное прокурором постановление и возвратил дело на новое рассмотрение.
Выводы в решении судьей мотивированы тем, что при прекращении производства по делу не дана оценка тому, что экспертиза в рамках мероприятий по налоговому контролю была назначена по правовым вопросам, тогда как статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено назначение экспертизы лишь в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Исходя из установленного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств при разрешении дела подлежит выяснению не только формальное соответствие расходования бюджетных средств по целевой статьей, виду расходов и показателю, но и использование бюджетных средств на правовых основаниях, то есть в строгом соответствии с установленными законодательством целями и порядком использования.
Установление целевого характера использования бюджетных средств на оплату экспертизы не предрешает вопрос о правомерности действий налогового органа по сбору и представлению доказательств в рамках мероприятий по налоговому контролю, и не подменяет собой их проверку, осуществляемую в ином в ином процессуальном порядке.
Несмотря на несогласие с решением судьи, оснований для его отмены и оставлении постановления должностного лица Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике без изменения не имеется.
Вынесение указанного вида решения действующими нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Так, согласно части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Поскольку решение судьи является мотивированным и при рассмотрении протеста прокурора существенных процессуальных нарушений допущено не было, оснований для его отмены не имеется.
Приводимые авторами жалоб доводы о юридической оценке действий Федорова С.М. подлежат тщательному исследованию и оценке при новом рассмотрении дела должностным лицом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике с учетом выводов, содержащихся в решении судьи районного суда.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника инспекции ФНС России по г. Чебоксары Федорова Станислава Моисеевича оставить без изменения, жалобы– без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев