ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-50/20 от 07.07.2020 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №21-50/2020

РЕШЕНИЕ

07 июля 2020 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой с участием представителя ФИО1 - ФИО2, действующего по доверенности -Д от 29 апреля 2020 года, представителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО3, действующего по доверенности от 27 декабря 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Отдела госнадзора республик Южного федерального округа и Северокавказского федерального округа по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО3 от 13 марта 2020 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

На основании приказа заместителя руководителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее ЮМТУ Росстандарта) ФИО4 от 11 октября 2019 года в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа (далее ПАО «МРСК Северного Кавказа») была проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (82-85).

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с 01 по 28 ноября 2019 года должностными лицами Отдела госнадзора республик Южного федерального округа и Северокавказского федерального округа по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (далее Отдел госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР) ФИО3 и ФИО5, был составлен Акт проверки от 28 ноября 2019 года, из которого следует, что качество электрической энергии в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемая от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново- Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес>, по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения) (л.д. 109-113).

Как следует из Акта проверки, выявленное в ходе проверки отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.

На основании указанного Акта проверки от 28 ноября 2019 года старшим государственным инспектором Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 28 ноября 2019 года в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» (л.д.116-118).

Постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 05 декабря 2019 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.119-123).

Постановлением от 05 декабря 2019 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» признано виновным в том, что в процессе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с 12 по 21 ноября 2019 года в отношении Общества, установлен факт нарушения им обязательного требования государственного стандарта, выразившегося в том, что качество электрической энергии в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемая от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново- Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес>, по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения).

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на то, что Акционерное общество «Каббалкэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики, 02 марта 2020 года старший государственный инспектор Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 составил в отношении управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам: поставка потребителям электроэнергии с нарушением требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения) (л.д. 10-11).

Постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 марта 2020 года должностное лицо – исполнительный директор Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 8-9).

Как следует из указанного постановления, ФИО1 признан виновным в том, что, будучи руководителем АО «Каббалэнерго», гарантирующего поставщика электроэнергии, допустил сбыт потребителям через электрические сети ПАО «МРСК Северного Кавказа» электроэнергии с нарушением обязательных требований к качеству поставляемой энергии. Поставляемая электрическая энергия в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемая от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново-Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес>, селения <адрес> по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения). Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; повышение пожароопасное; снижение уровня электробезопасности.

Решением судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2020 года по жалобе ФИО1 постановление заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 марта 2020 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения (л.д. 163-169).

Копия указанного решения судьи была получена представителем ФИО1 ФИО2 28 мая 2020 года (л.д. 172).

29 мая 2020 года ФИО1 обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2020 года и постановление заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 марта 2020 года, прекратив в отношении него производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Как указано в жалобе, положенные в основу обжалуемого постановления должностного лица административного органа о привлечении его к административной ответственности контрольные мероприятия и замеры качества электроэнергии проводились не в отношении АО «Каббалкэнерго», руководителем которого является ФИО1, а в отношении совершенно другого юридического лица - ПАО «МРСК Северного Кавказа», в том числе протокол испытаний от 27 ноября 2019 года и экспертное заключение от 27 ноября 2019 года также составлялись в отношении данного Общества, на основании замеров качества электроэнергии по адресам: <адрес> - в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа». Проверочные мероприятия не проводились в отношении АО «Каббалкэнерго», Акт проверки в отношении него не составлялся и ему, как законному представителю Общества, не вручался, а протоколы испытаний, на которые ссылается ЮМТУ Росстандарта, были получены административным органом с грубыми нарушениями, так как при отборе образцов законный представитель АО «Каббалкэнерго» не присутствовал и не был уведомлен.

По мнению заявителя, по делу не установлена вина АО «Каббалкэнерго» и его управляющего директора ФИО1 в несоответствии качества электроэнергии в сетях сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа» нормам ГОСТ - 32144-2013.

Несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТ - 32144-2013, заключается в изменениях технических параметров в процессе её передачи (транспортировки) в результате воздействия среды по которой она передается, нарушение допущено на стадии технологического процесса - трансформации и транспортировки электроэнергии, ответственность за соблюдение которого несет поставщик электрической энергии - сетевая организация.

Электрическая энергия, указано в жалобе, специфический товар, его транспортировка от источника выработки до потребителей всегда сопровождается сложными технологическими процессами. На данном этапе технологического процесса транспортировки, сбытовая организация не может повлиять на качество или параметры передаваемой электроэнергии. Кроме того, качество или параметры электрической энергии могут изменяться и вследствие действий самого потребителя, в случае включения в электросеть не соответствующего техническим нормам электрооборудования (сварочные аппараты, бетономешалки кустарного производства, неисправные электроприборы и т.д.). Отсутствие указанных факторов, административным органом не установлено.

Доказательств того, что отклонение параметров электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий АО «Каббалкэнерго» или его руководителя, а не сетевой организации или самого потребителя, материалы дела об административном правонарушении не содержат, считает заявитель, а действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) третьих лиц. К тому же, при отборе образцов административным органом были нарушены закрепленные в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права привлекаемого к административной ответственности лица, так как АО «Каббалкэнерго» и ФИО1 не были уведомлены о проведении контрольных мероприятий, измерительные приборы были установлены без участия законного представителя АО «Каббалкэнерго», а также двух свидетелей, что делает результаты проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), не соответствующими требованиям допустимости доказательств по делу, предусмотренным статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, указано в жалобе, показателями качества электроэнергии (ПКЭ), относящимися к медленным изменениям напряжения электропитания, являются отрицательное и положительное отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального согласованного значения.

Исходя из абзаца 7 пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.

Таким образом, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества передаваемой электроэнергии в точке поставки, должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля и балансовой принадлежности сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа» и ФИО1, как руководитель сбытовой организации АО «Каббалкэнерго», не мог нарушить требования пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013, так как обязанность за соблюдение параметров электроэнергии в части допустимых значений положительного и отрицательного отклонений напряжения (медленные изменения напряжения), возложена указанным пунктом стандарта на сетевую организацию.

В отзыве на апелляционную жалобу исполняющий обязанности руководителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО6 просит отклонить жалобу, полагая обжалованные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО7 поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.

Представитель ЮМТУ Росстандарта - заместитель начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 просил жалобу отклонить, оставив без изменения обжалуемые акты по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, по итогам проведенной административным органом внеплановой выездной проверки, проведенной с 01 по 28 ноября 2019 года должностными лицами Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР, был составлен Акт проверки от 28 ноября 2019 года, из которого следует, что качество электрической энергии в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемая от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново-Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес> по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения). Выявленное отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.

На основании указанного Акта проверки в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 28 ноября 2019 года .

Постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 05 декабря 2019 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.119-123). ПАО «МРСК Северного Кавказа» признано виновным в нарушении им обязательного требования государственного стандарта, выразившегося в том, что качество электрической энергии в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемого от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново-Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес>, по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения).

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на то, что Акционерное общество «Каббалкэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики, 02 марта 2020 года старший государственный инспектор Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 составил в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам: поставка потребителям электроэнергии с нарушением требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленным изменениям напряжения) (л.д. 10-11).

Постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 марта 2020 года должностное лицо – управляющий директор Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 8-9).

Постановлением ФИО1 признан виновным в том, что, будучи руководителем АО «Каббалэнерго» - гарантирующего поставщика электроэнергии, допустил сбыт потребителям через электрические сети ПАО «МРСК Северного Кавказа» электроэнергии с нарушением обязательных требований к качеству поставляемой энергии. Поставляемая электрическая энергия в электрических сетях трехфазного переменного тока частотой 50 Гц ПАО «МРСК Северного Кавказа», передаваемая от ТП-6 ф.550 ПС 35/10 «Ново- Ивановское» 1с.ш., потребителям по <адрес> по Вл-0,4 кВ. не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения). Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; повышение пожароопасное; снижение уровня электробезопасности.

Решением судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2020 года по жалобе ФИО1 постановление заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 марта 2020 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения (л.д. 163-169).

В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.

Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.

В силу статьи 2 Закона «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Пунктом 1 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).

Согласно пункту 10 Приложения №1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Приказом N 400-ст от 22 июля 2013 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", устанавливающий показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.

Невыполнение обязательных требований ГОСТ 32144-2013 является нарушением требований Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 "О техническом регулировании", что обуславливает угрозу охраняемым отношениям.

В соответствии с пунктом 4.2.2 "Медленные изменения напряжения" ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. Для указанных выше показателей КЭ установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю

Согласно абзаца 28 статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии – это коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Вина управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 в совершении инкриминированного ему правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 02 марта 2020 года (л.д.10-11), договором об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01 апреля 2012 года (л.д.13-24), материалами проверки, проведенной ЮМТУ Росстандарта в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» (л.д.32-153).

При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда все доказательства проверены с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Оценка им дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании и с учетом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства. Правильность такой оценки сомнений не вызывает.

Доводы жалобы о том, что вина ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана, являются несостоятельными.

Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (АО «Каббалкэнерго») в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2006 года № 111-Э (в редакции Приказа от 15 января 2015 года № 2) осуществляет свою деятельность исключительно как энергосбытовая компания, субъект федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) и гарантирующий поставщик электроэнергии.

Причем, вопреки доводам заявителя жалобы, границами зоны деятельности гарантирующего поставщика АО "Каббалкэнерго" являются административные границы Кабардино-Балкарской Республики.

Как следует из материалов дела, сбыт электроэнергии потребителям <адрес> АО «Каббалкэнерго» осуществляет через электрические сети ПАО «МРСК Северного Кавказа» на основании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01 апреля 2012 года , заключенному с данным предприятием (далее Договор) (л.д. 13-24).

В соответствии с пунктом 2.1 Договора ПАО «МРСК Северного Кавказа» обязуется оказать Потребителям АО «Каббалкэнерго» услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей до Точек поставки Потребителей.

Согласно подпункта «ч» пункта 3.2.2.1 Договора, АО «Каббалкэнерго» (Заказчик) обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности значение показателей качества электрической энергии, обусловленной работой его энергопринимающих устройств, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Материалами дела установлен факт поставки ПАО «МРСК Северного Кавказа» по договору от 01 апреля 2012 года Потребителям АО «Каббалкэнерго», проживающим на <адрес>, электроэнергии, не соответствующей требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения).

Довод жалобы о том, что АО «Каббалкэнерго» по условиям указанного Договора не несет ответственности за соблюдение требований технических регламентов по качеству электрической энергии, поставляемой Потребителям через сеть энергоснабжения ПАО «МРСК Северного Кавказа», а, следовательно, не несет эту ответственность и руководитель Общества ФИО1, поскольку это зона ответственности только поставщика - ПАО «МРСК Северного Кавказа», противоречит положениям вышеприведенного подпункта «ч» пункта 3.2.2.1 Договора и основан на ошибочном толковании правовых норм.

В силу пункта 1 статьи 38 Закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, в том числе гарантирующие поставщики (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В данном случае, гарантирующий поставщик АО «Каббалкэнерго» является продавцом электроэнергии Потребителям, в том числе и населению селения Ново- Ивановское, в связи с чем Общество обязано обеспечить качество продаваемой электроэнергии, соответствующее требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе обязательными правилами энергоснабжения и техническими регламентами (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключение с ПАО «МРСК Северного Кавказа» договора от 01 апреля 2012 года N 166/2012 на оказание услуг по передаче электрической энергии Потребителям Общества само по себе не освобождает продавца электроэнергии – АО «Каббалкэнерго» от обязанности обеспечить качество продаваемого товара.

В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно абзацу 3 пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее Основные положения), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Из приведенного следует, что АО «Каббалкэнерго», являясь гарантирующим поставщиком – продавцом электроэнергии, (энергосбытовой организацией) совместно с сетевой организацией ПАО «МРСК Северного Кавказа» несет ответственность перед потребителями за надежность их электроснабжения, а также за безопасность и качество поставляемой им электроэнергии.

Кроме того, в соответствии со статьей 339 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Основных положений, потребитель электрической энергии состоит в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электрической энергии и ему же производит оплату за потребленную электрическую энергию, в связи с чем за качество продаваемой продукции перед покупателем отвечает продавец.

Находящиеся в договорных отношениях с АО «Каббалкэнерго» потребители электроэнергии, в том числе население <адрес>, не состоят в договорных отношениях с ПАО «МРСК Северного Кавказа» и то, что по условиям заключенного между АО «Каббалкэнерго» и ПАО «МРСК Северного Кавказа» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 апреля 2012 года , ПАО «МРСК Северного Кавказа» обязано обеспечить передачу Потребителям качественной продукции, не освобождает продавца электроэнергии - АО «Каббалкэнерго» от исполнения принятых на себя обязательств по продаже потребителям качественной и сертифицированной электроэнергии.

Такая оценка фактических обстоятельств настоящего дела и толкование приведенных норм права согласуется с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2018 года N 308-АД17-15743, вынесенном по результатам рассмотрения кассационной жалобы Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 марта 2017 года и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2017 года по делу N А20-3145/2016 года по заявлению Акционерного общества "Каббалкэнерго" об отмене постановления о привлечении к административной ответственности (дело N 308-АД17-15743).

Довод жалобы о незаконности составления в отношении должностного лица – управляющего директора АО "Каббалкэнерго" ФИО1 протокола об административном правонарушении по материалам контрольных мероприятий, поведенных в отношении другого самостоятельного юридического лица - ПАО «МРСК Северного Кавказа», без привлечения к этим мероприятиям АО «Каббалкэнерго», без составления в отношении Общества Акта проверки и, что в силу данных обстоятельств Акт проверки, составленный в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа», а также составленные в отношении него же протоколы испытаний и другие материалы проверки, проведенной в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа», не отвечают требованиям допустимости доказательств по настоящему делу, не влекут незаконности обжалуемых актов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и право уполномоченного должностного лица административного органа на возбуждение дела об административном правонарушении не обусловлено обязательным проведением проверки. Приведенная норма не исключает возможность возбуждения дела без проведения проверки.

В данном случае проверка в отношении АО "Каббалкэнерго" не назначалась и не проводилась, не составлялся в отношении юридического лица и акт проверки.

В то же время, вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 05 декабря 2019 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за поставку потребителям, проживающим в селении <адрес> получаемой от АО "Каббалкэнерго" электроэнергии, качество которой не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения).

Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующее о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило основанием для возбуждения полномочным должностным лицом настоящего дела об административном правонарушении - составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица АО «Каббалкэнерго», являющегося гарантирующим поставщиком электроэнергии, что соответствует требованию пункта 1 части 1 статьи 28.1 данного Кодекса.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В материалах настоящего дела доказательства свидетельствуют о том, что у управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 имелась возможность для соблюдения законодательства в части обеспечения надлежащего качества поставляемой Обществом электроэнергии, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые в соответствии с требованиями статей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу ФИО1, по делу также не усматривается.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника Отдела госнадзора республик Южного федерального округа и Северокавказского федерального округа по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО3 от 13 марта 2020 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Л.М. Бабугоева