ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-50/2015 от 06.02.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

      Дело №

 Судья Калугина Т.В.

 РЕШЕНИЕ

 06 февраля 2015 года г. Оренбург

 Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Туружанова А.А, на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № от 22 сентября 2014 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Туружанова А.А,,

 установил:

 Туружанов А.А. 25 сентября 2013 года в нарушение требований п. 5 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в течение одного операционного дня без открытия банковского счета в уполномоченном банке осуществил из Российской Федерации через уполномоченный банк ООО «****» переводы денежных средств в адрес получателя ФИО1 в Китайскую Народную Республику в сумме 5 000 долларов США в банке операторе Операционный офис «***» филиала № Банка ** (ЗАО), в адрес получателя ФИО2 в Китайскую Народную Республику в сумме 5 000 долларов США в банке операторе по переводу денежных средств ОАО «*****», в связи с чем общая сумма переводов, осуществленная Туружановым А.А. в течение одного операционного дня составила 10 000 долларов США, что превышает установленную Указанием Центрального Банка РФ от 30 марта 2004 года № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» на сумму 5 000 долларов США или 159 083 рублей 50 копеек.

 Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № от 22 сентября 2014 года Туружанов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 119 312 рублей 63 копейки.

 Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11 декабря 2014 года постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № от 22 сентября 2014 года оставлено без изменения.

 В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Туружанов А.А. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Туружанова А.А. и его защитника Фомина С.А., подержавших доводы жалобы, представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - ФИО3., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

 Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).

 Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

 По общему правилу, сформулированному в ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, предусмотренных п.п. 1 - 8 ч. 3 ст. 14 этого же Закона. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ без открытия банковских счетов разрешаются перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода.

 Такое ограничение установлено Указанием Центрального Банка РФ от 30 марта 2004 года № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов», согласно которому при осуществлении валютных операций физическое лицо – резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода.

 Общая сумма переводов физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом.

 В пункте 8 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ дано понятие уполномоченным банкам, которыми признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

 В свою очередь кредитная организация, как указано в ч. 1 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках.

 Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 Согласно п. 9 ст. 5 Закона о банках осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) относится к банковским операциям.

 Общество с ограниченной ответственностью «****», является оператором Платежной Системы Вестерн Юнион, определяющим, в силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» правила платежной системы, а также выполняет иные обязанности предусмотренные данным Законом.

 Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 сентября 2014 года ООО «****» имеет лицензию № от 08 мая 2013 года, в соответствии с которой ООО «****» имеет право на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций; куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов); осуществление переводов денежных средств, без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

 Перевод денежных средств в рамках Платежной Системы Вестерн Юнион осуществляется по условиям, установленным Правилами платежной системы Вестерн Юнион (далее – Правила), составленными в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации (п. 1.2.1 Правил).

 Данные Правила содержат ограничения по сумме перевода аналогичные ограничениям, установленным Указанием Центрального Банка РФ от 30 марта 2004 года № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов». Так, согласно п. 3.3.5.10 Правил максимальная сумма одного трансграничного перевода денежных средств (или общая сумма трансграничных переводов денежных средств в течение одного дня), отправляемого резидентом Российской Федерации с использованием Платежной Системы Вестерн Юнион, не может превышать 5 000 долларов США или эквивалента в российских рублях по курсу Банка России на день отправления перевода денежных средств.

 Правила содержат Приложение № 5 «Условия оказания услуги по переводу денежных средств Вестерн Юнион», которое является неотъемлемой частью Правил.

 Указанное Приложение № 5 устанавливает, что на территории РФ услуга по переводу денежных средств Вестерн Юнион предоставляется Операторами по Переводу Денежных Средств в соответствии с настоящими Условиями оказания Услуги. Отправляя перевод денежных средств Вестерн Юнион отправитель денежных средств выражает свое согласие с настоящими Условиями оказания Услуги.

 Трансграничный перевод денежных средств из РФ (п.2.5 Приложения № 5) может быть отправлен в российских рублях или долларах США (с учетом применимых ограничений, установленных законодательством Российской Федерации). Максимальная сумма одного трансграничного перевода денежных средств (или общая сумма трансграничных переводов денежных средств в течение одного дня), отправляемого резидентом Российской Федерации с использованием Платежной Системы Вестерн Юнион, не может превышать 5000 долларов США или эквивалента в российских рублях по курсу Банка России на день отправления перевода денежных средств ( п.2.6 Приложения № 5).

 Как следует из материалов дела в целях осуществления перевода денежных средств отправителем перевода денежных средств Туружановым А.А. 25 сентября 2013 года заключены договора с операторами по переводу денежных средств ОАО «*****» и Операционным офисом «***» филиала № Банка ** (ЗАО) в форме поручения на осуществление перевода денежных средств * и * соответственно. Отправляя перевод денежных средств, Туружанов А.А. выразил свое согласие с условиями перевода денежных средств. Кроме того, как следует из показаний Туружанова А.А., он был осведомлен специалистами банка о возможности осуществления перевода в иностранной валюте в сумме не более 5000 долларов США в один день.

 Таким образом, осуществление в течение одного операционного дня без открытия банковского счета через уполномоченный банк ООО «****» переводов денежных средств из РФ в сумме 10 000 долларов США образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Факт совершения Туружановым А.А. при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; поручениями на осуществление перевода денежных средств * от 25 сентября 2013 года и * от 25 сентября 2013 года; приходными кассовыми ордерами №, № от 25 сентября 2013 года; письмом ОАО «*****» № от 25 августа 2014 года; письмом из операционного офиса «***» филиала № Банка ** (ЗАО) № от 26 августа 2014 года; актом проверки соблюдения Туружановым А.А. валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования от 15 сентября 2014 года, показаниями Туружанова А.А. о том, что при осуществлении перевода он был осведомлен банковским сотрудником о невозможности осуществления денежного перевода через уполномоченный банк в течение одного операционного дня более 5 000 долларов США, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

 Прихожу к выводу о том, что при вынесении постановления о наложении административного наказания и рассмотрении жалобы Туружанова А.А. на постановление, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № от 22 сентября 2014 года, должностное лицо и судья районного суда правильно пришли к выводу о том, что 25 сентября 2013 года Туружанов А.А. осуществил из Российской Федерации в течение одного операционного дня без открытия банковского счета переводы денежных средств, общая сумма которых составила 10 000 долларов США.

 Все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Туружанова А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Доводам Туружанова А.А. и его защитника дана обоснованная оценка. Выводы судьи районного суда мотивированы, приведены в решении, оснований не согласиться с ними не имеется.

 Таким образом, обоснованность привлечения Туружанова А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ сомнений не вызывает, а доводы заявителя и его защитника Фомина С.А. о невиновности не заслуживают внимания.

 Довод жалобы Туружанова А.А. о том, что он не вступал в правоотношения с ООО «****», не влекут отмену постановления и судебного решения.

 Из материалов дела усматривается, что в приходно-кассовом ордере № от 25 сентября 2013 года и № от 25 сентября 2013 года в поле «источник поступления» указано «принято для осуществления перевода «Вестерн Юнион». В данных приходно-кассовых ордерах имеется подпись Туружанова А.А. При таких обстоятельствах, отправляя переводы денежных средств в один день Туружанов А.А. был осведомлен о том, что они будут осуществляться через платежную систему «Вестерн Юнион».

 В остальном доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые исследовались судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и получили надлежащую оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

 Указание в жалобе на то, что судья в обоснование виновности лица сослался на несуществующие доказательства, а именно приходные кассовые ордера № и № от 25 сентября 2014 года не влечет отмену судебного решения, поскольку ссылаясь в решении на приходные кассовые ордера, поручения на осуществление перевода денежных средств, как на доказательство виновности Туружанова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 15.25 КоАП РФ, судья допустил описку в написании даты составления данных документов и даты совершения административного правонарушения. Впоследствии данная описка судьей районного суда устранена в соответствии с требованиями ст. 29.12.1 КоАП РФ.

 Постановление о привлечении Туружанова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

 Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.

 Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

 Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № от 22 сентября 2014 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Туружанова А.А, оставить без изменения, а жалобу Туружанова А.А. - без удовлетворения.

 Судья Оренбургского

 областного суда      О.Р. Новоженина