ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-50/2021 от 02.03.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кучеревский С.А. Дело № 21-50/2021

22RS0013-01-2020-003629-65

12-16/2021 в суде первой инстанции

РЕШЕНИЕ

2 марта 2021 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белькова А. А. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 13 января 2021 года по делу по жалобе Белькова А. А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от 30 июня 2020 года № 17-15-33/32, которым должностное лицо - Бельков А. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес> Алтайского края, начальник управления капитального строительства и инвестиций Федерального казенного предприятия «Бийский Олеумный завод», зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 21 мая 2020 года, составленному Алтайским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, Федеральное казенное предприятие «Бийский Олеумный завод» (ФКП «БОЗ») является участником федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020» и получателем бюджетных инвестиций в соответствии с графиком их предоставления и дальнейшей реализации.

Отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 275-ФЗ основой для формирования государственного оборонного заказа являются, в том числе, долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности Российской Федерации.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, во исполнение *** Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) и ФКП «БОЗ» заключили Соглашение № *** на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов (далее - Соглашение), которым ФКП «БОЗ» переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания производства октогена».

22.07.2015 к Соглашению заключено дополнительное соглашение № 2, которым предприятию также переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» (в целях внедрения технологии № 2.1.6.64), предусмотренному ФЦП.

Согласно п. 1.1. Соглашения предметом соглашения является передача Минпромторгом ФКП «БОЗ» полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, с целью осуществления бюджетных инвестиций в вышеуказанные объекты капитального строительства.

Пунктом 1.2.6 Соглашения закреплено, что Минпромторг передает ФКП «БОЗ» полномочия по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, представленных на цели заключения и исполнения государственных контрактов.

В п.п. 2.2.2, 22.2.17 Соглашения на ФКП «БОЗ» возлагается обязанность по обеспечению выполнения работ в объеме и сроки, предусмотренные графиком выполнения работ, а также эффективного и целевого использования бюджетных средств, предусмотренных для целей, определенных Соглашением.

Невыполнение организациями обязательств по государственным контрактам (договорам) перед ФКП «БОЗ» не освобождает последнее от выполнения обязательств по Соглашению перед Минпромторгом (п. 4.5 Соглашения).

Сумма подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2015 году составила ***. (дополнительное соглашение от 22 июля 2015 года № 2).

С учетом дополнительного соглашения от 07 сентября 2018 года № 8 сумме подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» составила *** руб., из них в 2015 году- ***.

С учетом дополнительного соглашения от 27 марта 2019 года № 10 сумма подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реализация для создания промышленного производства продукта ТАТБ» составила ***., из них в 2015 году- 9 ***.

Средства на реконструкцию объекта доведены Минпромторгом до ФКП «БОЗ» на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю на соответствующий финансовый год.

В соответствии с графиком выполнения работ по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2018 году предусмотрено: выполнение строительно- монтажных работ на сумму ***., поставка оборудования на сумму *** руб., прочие затраты на сумму *** руб.; в 2019 году предусмотрено: выполнение строительно- монтажных работ на сумму *** руб., поставка оборудования на сумму *** руб., прочие затраты на сумму *** руб.

Срок выполнения указанных работ в 2018 году установлен на ноябрь, в 2019 года - также на ноябрь.

Иные дополнительные соглашения, определяющие срок выполнения работ по объекту, к Соглашению не заключались.

Во исполнение Соглашения Минпромторгом в лице ФКП «БОЗ» с ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт от 25 декабря 2018 года *** на выполнение строительно- монтажных работ и поставку оборудования под монтаж по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» на сумму *** руб.

В соответствии с п. 5.1 государственного контракта общий срок выполнения работ устанавливается в соответствии с графиком выполнения работ (приложение № 3): начало работ- с момента подписания контракта, окончание работ- не позднее 16 декабря 2019 года.

Дополнительным соглашением от 13 декабря 2019 года № 5 к государственному контракту срок окончания работ установлен не позднее 16 сентября 2020 года. В адресную программу или Соглашение с Минпромторгом изменения в части срока выполнения работ не вносились.

Проверкой установлено, что по состоянию на 20 марта 2020 года строительномонтажные работы и поставка оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» выполнена на общую сумму *** коп. то есть не в полном объеме.

Кроме того, п. 2.2.18 Соглашения на ФКП «БОЗ» возложена обязанность своевременно предоставлять отчетность по формам С-2, П-2, 1-ФП, КС-2, КС-3 в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным и конъюнктурный обзор по результатам выполненных работ и по состоянию на 1 июня, на 1 октября и 31 декабря текущего года. Однако, ФКП «БОЗ» отчетность по перечисленным формам не составлялась, в Минпромторг в установленные сроки не направлялась. Предприятием составлялись лишь конъюнктурные обзоры по объекту за период: с. 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 октября 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года, с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года, с 01 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года, при этом, сведения об их направлении в Минпромторг в ходе прокурорской проверки не представлены.

ФКП «БОЗ» постановлением прокурора вменено нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций по Соглашению от 06 мая 2014 года ***, положения ч.ч. 4, 9, 10, 14 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», ч.ч. 1, 3 ст. 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Действия начальника управления капитального строительства и инвестиций Федерального казенного предприятия «Бийский Олеумный завод» Белькова А.А., в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит контроль за своевременностью и качеством выполнения работ по реализации мероприятий федеральных целевых программ, использованием выделенных финансовых средств, квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым Бельков А.А. обратился с жалобой в Бийский городской суд Алтайского края, просил постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в рамках Дополнительного соглашения *** от ДД.ММ.ГГ к Соглашению *** от 06 мая 2014 года на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов между ФКП «БОЗ» и ООО «СЭК» был заключен Государственный контракт от 25 декабря 2018 года *** на выполнение строительно- монтажных работ на поставку оборудования под монтаж по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» ФКП «БОЗ», со сроком выполнения работ 16 декабря 2019 года. Дополнительным соглашением от 13 декабря 2019 года № 5, согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в указанный контракт, сроки окончания выполнения работ перенесены на 16 сентября 2020 года. ФКП «БОЗ» правомерно не израсходовало бюджетные средства. Отсутствие до 27 мая 2020 года дополнительного соглашения к соглашению № *** от 06 мая 2014 года об изменении сроков (на 2020 год) доведения лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций не нарушает ФКП «БОЗ» условий предоставления бюджетных инвестиций. Изменение сроков выполнения работ по контракту прошло согласование (№ *** от 11 декабря 2019 года (ДСП)) у главного распорядителя бюджетных средств по данному контракту, которым является Минпромторг России. 27 мая 2020 года ФКП «БОЗ» и Минпромторг России заключили дополнительное соглашение № 13 об изменении сроков оплаты работ, после сдачи работ в установленном порядке, но не позднее 30 сентября 2020 года. По утверждению Белькова А.А., отсутствуют нарушения условий предоставления бюджетных инвестиций, то есть отсутствует объективная сторона правонарушения.

Решением судьи Бийского городского суда от 14 сентября 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белькова А.А. постановлено отменить, дело возвратить должностному лицу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на новое рассмотрение.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 24 ноября 2020 года решение судьи Бийского городского суда от 24 сентября 2020 г., вынесенное в отношении Белькова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.

По результатам нового рассмотрения решением судьи Бийского городского суда от 13 января 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белькова А.А. оставлено без изменения, жалоба Белькова А.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Бельков А.А.обжалует указанные акты должностного лица и судьи городского суда от 13 января 2021 года по доводам поданной жалобы, согласно которым, Бельков А.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, его вина не доказана; судом неверно истолкована объективная сторона административного правонарушения, которой по настоящему делу является нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции условия их предоставления, а не сроки выполнения работ по контракту. Несвоевременность выполнения работ по государственному контракту влечет ответственность Подрядчика, а не Заказчика. Соглашением установлены сроки освоения бюджетных инвестиций, а не сроки выполнения работ, которые были продлены дополнительными соглашениями.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Белькова А.А.Прусовскую А.С настаивавшую на ее удовлетворении; заключение прокурора Зацепина А.В., полагавшего решение судьи городского суда законным и обоснованным; проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной правонарушения по данной статье является нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса (нецелевое использование бюджетных средств).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального имущества).

Таким образом, целевым направлением бюджетных инвестиций является увеличение стоимости государственного имущества (казны) за счет расходов бюджета. Планирование бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности осуществляется в рамках составления бюджетов, формирования федеральных адресных инвестиционных программ, оценки эффективности инвестиционных проектов (статьи 79.1 и 80 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ, решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.

Частью 3 статьи 80 БК РФ определено, что Правительством Российской Федерации также устанавливаются требования к договорам, заключенным между Правительством Российской Федерации или уполномоченным ими федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, за счет средств федерального бюджета.

Статьей 179.1 БК РФ установлено, что бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Исходя из буквального толкования условий Соглашений, нарушение срока выполнения работ является нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций.

Также следует отметить, что своевременность реализации инвестиционных проектов в соответствии с нормативными правовыми актами имеет существенное значение как для достижения задач, на разрешение которых направлена та или иная инвестиционная программа, так и для исполнения соответствующих бюджетов.

Показателем эффективности использования предоставленных денежных средств является показатель результативности – срока ввода объекта в эксплуатацию.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, ФКП «БОЗ» является участником федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020» и получателем бюджетных инвестиций в соответствии с графиком их предоставления и дальнейшей реализации.

06 мая 2014 года между ФКП «БОЗ» и Министерством промышленности и торговли РФ заключено соглашение о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» во исполнение федеральной целевой программы. 22 июля 2015 года заключено дополнительное соглашение, которым ФКП «БОЗ» переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» с целью осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. На ФКП «БОЗ» возложена обязанность по контролю за целевым использованием средств федерального бюджета, обеспечение выполнения работ в объеме и сроки, предусмотренные графиком.

Срок выполнения работ ноябрь 2018 года, ноябрь 2019 года.

Бельков А.А. с 01 марта 2016 года состоит в должности начальника управления капитального строительства и инвестиций ФКП «Бийский Олеумный завод» (приказ генерального директора ФКП «Бийский Олеумный завод» № 81к от 01 марта 2016 года). В соответствии с должностной инструкцией в его обязанности входит контроль за своевременностью и качеством выполнения работ по реализации мероприятий федеральных целевых программ, использованием выделенных финансовых средств. Таким образом, Бельков А.А. является должностным лицом, ответственным за соблюдение условий предоставления бюджетных инвестиций.

Во исполнение соглашения для выполнения работ и поставки оборудования ФКП «БОЗ» 25 декабря 2018 года заключило государственный контракт с ООО <данные изъяты>». Календарным планом выполнения работ по контракту установлен срок их окончания – 16 декабря 2019 года. Дополнительным соглашением № 5 от 13 декабря 2019 года установлен срок – 16 сентября 2020 года.

Средства на реструктуризацию объекта доведены до ФКП «БОЗ».

Вместе с тем, что строительно - монтажные работы и поставка оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в рамках федеральной целевой программы выполнены не в полном объеме в срок до ДД.ММ.ГГ.

Как установлено проверкой прокуратуры, по состоянию на 20.03.2020 строительно-монтажные работы и поставка оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАБТ» выполнены на общую сумму *** рублей, то есть не в полном объеме.

Дополнительным соглашением от 13.12.2019№ 5 к государственному контракту срок окончания работ установлен не позднее 16 сентября 2020 года.

При этом вопреки доводам жалобы, в адресную программу или Соглашение с Минпромторгом изменения в части срока выполнения работ не вносились.

Письмом № *** от 11.12.2019 (ДСП) от 25.12.2018 *** о согласовании совершения крупных сделок, на которое ссылается Бельков А.А., Минпромторг России согласовал заключение дополнительного соглашения *** к государственному контракту от 25.12.2018 *** на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования под монтаж по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАБТ» со сроком действия государственного контракта по 30.09.2020 включительно.

Между тем данное обстоятельство не свидетельствует об изменении условий предоставления бюджетных инвестиций в части продления срока выполнения работ.

Напротив, в Дополнительном соглашении № 13 к соглашению на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от 06.05.2017 № *** прямо указано, что оплата работ в 2020 году будет производиться в связи с невыполнением работ в сроки, предусмотренные титульным списком вновь начинаемого объекта капитального строительства на 2018 год (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 07.09.2018 № 8 к Соглашению) и графиком выполнения работ по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2018 году (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 07.09.2018 № 8), титульным списком вновь начинаемого объекта капитального строительства на 2019 год (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 27.03.2019 № 10 к Соглашению) и графиком выполнения работ по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2019 году (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 27.03.2019 № 10).

При этом сроки выполнения работ данным Дополнительным соглашением не продлены.

Продление сроков оплаты работ по контракту было согласовано Минпромторгом РФ, но данное согласование было получено в связи с невыполнением работ в сроки, установленные Соглашением, при том, что сроки, установленные Соглашением, не менялись.

Таким образом, продление Минмпромторгом сроков оплаты работ не свидетельствует об отсутствии события нарушения, выразившегося в нарушении сроков выполнения данных работ. Условия предоставления инвестиций в виде выполнения работ к установленным срокам должностным лицом были нарушены.

Фактические обстоятельства дела и вина Белькова А.А. подтверждаются материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.05.2020; соглашением на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов от 06.05.2014; дополнительными соглашениями № 8 от 07.09.2018, № 10 от 27.03.2019, № 13 от 27.05.2020 к соглашению от 06.05.2014; государственным контрактом от 25.12.2018 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАБТ»; дополнительным соглашением от 13.12.2019 № 5 к контракту от 25.12.2018; платежными поручениями; приказами о назначении Белькова А.А. на занимаемую должность, должностной инструкцией и другими материалами дела.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей городского суда установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Приведенные доводы жалобы и дополнений к ней не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов должностных лиц и судьи районного суда, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи городского суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Бийского городского суда от 13 января 2021 г., вынесенное в отношении Белькова А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Белькова А. А. – без удовлетворения.

Судья: Е.М.Зацепин