ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-51 от 04.03.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-51 судья Лискина Т.В. 2016 год

Р Е Ш Е Н И Е

4 марта 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Е.Н. на решение судьи Московского районного суда г. Твери от 13 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «Галантерея»,

у с т а н о в и л:

постановлением Административной комиссии при администрации города Твери № 393-а/15 от 17 марта 2015 года юридическое лицо –
ООО «Галантерея» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО от 14 июля 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г. Твери от
13 января 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО2 выражает несогласие с принятыми решениями, считая их незаконными.

Утверждает, что материалы дела не содержат доказательств, объективно и достоверно подтверждающих наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Считает, что при проведении проверки органом административной юрисдикции нарушены требования Федерального закона от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку внеплановая проверка в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, не проводилась, приказ о проведении проверки не издавался, акт проверки не составлялся.

Обращает внимание, что предметом обследования явилась территория земельного участка по адресу: <адрес> В то время как, согласно выпискам из ЕГРП, ООО «Галантерея» является собственником объектов недвижимости: склада и нежилых помещений № 2 и № 4, расположенных по адресу: <адрес>, собственником объекта недвижимости по адресу: <адрес> является ООО Вывод о том, что Общество ведет свою хозяйственную деятельность по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, является необоснованным, поскольку выписка из ЕГРЮЛ содержит сведения лишь об адресе нахождения исполнительного органа юридического лица. Кроме того, данный адрес является юридическим адресом и ООО

Указывает, что составленный на основании акта обследования территории и фотоматериала протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку акт составлен в нарушение требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела судом также не учтено, что складские помещения сданы ООО «Галантерея» в аренду другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления ими торгово-закупочной деятельности. Поскольку отходы образуются в результате торгово-закупочной деятельности арендаторов, а не в результате сдачи помещений в аренду, ООО «Галантерея» не является субъектом вмененного административного правонарушения.

Просит принятые решения отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя юридического лица ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя административной комиссии при администрации города Твери ФИО3, которая просила решение судьи районного суда оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО от 14 июля 2003 года «Об административных правонарушениях» (далее Закон ТО № 46-ЗО) предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области требований к оборудованию контейнерных площадок.

В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368 «Об утверждении правил благоустройства города Твери» утверждены Правила благоустройства города Твери (далее Правила), которые действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил).

На основании пункта 3.1 Правил юридические лица и физические лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны, в том числе, обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с уполномоченным структурным подразделением администрации города Твери.

Согласно пункту 3.2 Правил сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах, на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов и в иные места хранения отходов.

На территории и участках любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые бытовые отходы, мусорные контейнеры должны устанавливаться на специально оборудованные площадки. Исключение составляют мусорные контейнеры, оборудованные крышкой, колесами для транспортировки в количестве 4-х штук, адаптированные к подъемно-загрузочным устройствам мусоровозов («евроконтейнеры»). Применительно к жилым зданиям для установки контейнеров должна быть оборудована контейнерная площадка (пункт 3.3 Правил).

В соответствии с пунктом 3.4 Правил площадка для размещения контейнеров должна иметь твердое покрытие с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с трех сторон, высотой не менее 1,5 м, удобна для подъезда машин и производства погрузочно-разгрузочных работ. Расстояние от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами и нормативами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 часов 23 минут по 10 часов 38 минут начальником отдела контроля и мониторинга территорий администрации города Твери проведено обследование части городской территории в границах земельного участка с кадастровым
(или условным) номером по адресу: <адрес>

Согласно акту обследования проверке подлежала территория, расположенная в границах указанного выше земельного участка, включающего в себя земельный участок с кадастровым номером и указанием адреса: <адрес> Установлено, что данный адрес является юридическим адресом ООО «Галантерея», которому на праве собственности принадлежит склад общей площадью <данные изъяты> кв.м
(номер объекта ), а также 1-й этаж (№№ 2,4) нежилого помещения общей площадью 95.0 кв.м.(номер объекта . В помещении указанного склада осуществляется деятельность по продаже промышленных товаров и продуктов питания. На проверяемой территории обнаружен один евроконтейнер, иных мест для сбора мусора или отдельно стоящих мусоросборников не имеется, контейнерная площадка не оборудована.

Как следствие выявленного нарушения, 2 марта 2015 года в отношении юридического лица – ООО «Галантерея» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО, и 17 марта 2015 года вынесено постановление о признании юридического лица виновным в совершении указанного административного правонарушения.

Проверяя законность и обоснованность постановления о привлечении ООО «Галантерея» к административной ответственности в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского районного суда г. Твери, выяснив все имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив их в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.

Не согласиться с данным выводом оснований не имеется, поскольку событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 67 от 2 марта 2015 года, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражена объективная сторона вменяемого состава административного правонарушения (л.д. 22); актом обследования территории (объекта) от
22 января 2015 года (л.д. 58); фототаблицей (л.д. 63-65); свидетельствами о государственной регистрации права Общества от 7 февраля 2002 года
(л.д. 24,25); договорами на аренду нежилого помещения (л.д.34-38), а также другими материалами дела.

Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, не установлено.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения законодательства, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.

Таким образом, вывод о виновности ООО «Галантерея» в совершении вмененного административного правонарушения является обоснованным и сомнений не вызывает. Действия Общества правильно квалифицированы по части 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО от 14 июля 2003 года «Об административных правонарушениях».

Довод жалобы о нарушении при проведении проверки требований Закона от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ нельзя принять во внимание.

В силу пункта 1 части 3 статьи 1 данного Закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Таким образом, при проведении административным органом
22 января 2015 года проверки территории в границах земельного участка с кадастровым (или условным) номером по адресу: <адрес> и составлении акта проверки земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ООО «Галантерея», юридический адрес которого: <адрес>, участие законного представителя Общества, в силу указанного выше положения закона, не требовалось.

Указанный выше акт проверки составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых до возбуждения дела об административном правонарушении, что свидетельствует о несостоятельности довода жалобы о нарушении административным органом требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении осмотра территории земельного участка с кадастровым номером . Имеющееся в акте исправление, связанное с указанием последней цифры и буквы данного кадастрового номера земельного участка, не ставит под сомнение содержание самого документа.

Таким образом, оснований для признания акта проверки от
22 января 2015 года недопустимым доказательством по делу не имеется. Материалы фотосъемки, приложенные к данному акту проверки, не вызывают сомнений в своей достоверности.

Совокупность имеющихся в деле доказательств полностью опровергает сделанное ФИО2 заявление о том, что материалы дела достоверно не свидетельствуют об обследовании территории, на которой расположено принадлежащее Обществу имущество. К данному заявлению суд относится критически, как к избранному заявителем способу защиты.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «Галантерея» состава вмененного административного правонарушения не могут являться основанием к отмене состоявшихся по делу решений, поскольку полностью опровергаются материалами дела.

Так, согласно пункту 3.2 договоров, подлинники которых исследованы в настоящем судебном заседании, №,№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8,13 заключенных ООО «Галантерея» с ООО от 30 декабря 2014 года, ИПИПООООООИПОООИП от 31 декабря 2014 года, соответственно, арендаторы обязаны: - содержать арендуемые помещения в полной исправности и образцовом санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать безопасное состояние электропроводки, выделять для этих целей необходимые средства. Аналогичные требования распространяются на прилегающую к арендуемым помещениям территорию.

Таким образом, из содержания данного пункта следует, что арендаторы помещений склада, принадлежащего ООО «Галантерея», должны содержать прилегающую к арендуемому помещению территорию в образцовом санитарном и противопожарном состоянии, выделять для этих целей необходимые средства. Однако данный пункт договора не свидетельствует о том, что указанные выше юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны принять или приняли на себя обязательства по обеспечению устройства площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, оборудованию их контейнерами (мусоросборниками) либо заключению договора на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, как предусмотрено пунктом 3.1 Правил.

При таких обстоятельствах обязанность выполнения пунктов 3.2, 3.4 Правил в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на собственнике строения (здания), помещения которого сдаются в аренду, то есть на ООО «Галантерея», независимо от того образуются ли от его деятельности твердые бытовые отходы или нет.

Прекращение решением судьи Московского районного суда г. Твери от 26 августа 2015 года производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО от 14 июля 2003 года «Об административных правонарушениях», за отсутствием в действиях директора ООО «Галантерея» ФИО2 состава административного правонарушения, не может быть принято во внимание, поскольку законодательство об административных правонарушениях не содержит норм, предусматривающих преюдицию при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Иные доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали выводы судьи, а потому они не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.

Нарушений, допущенных Административной комиссией при администрации города Твери, которые могли бы повлечь невозможность привлечения ООО «Галантерея» к административной ответственности, не установлено.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей назначено юридическому лицу в пределах санкции части 4 статьи 28 Закона Тверской области № 46-ЗО от 14 июля 2003 года «Об административных правонарушениях», с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, соответствует содеянному и целям административного наказания. При этом размер назначенного Обществу наказания является минимальным.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и его пересмотре в районном суде, влекущих отмену принятых решений, по делу не допущено.

Вместе с тем, решение судьи районного суда подлежит изменению.

Согласно пункта 3.3 Правил на территории и участках любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые бытовые отходы, мусорные контейнеры должны устанавливаться на специально оборудованные площадки. Исключение составляют мусорные контейнеры, оборудованные крышкой, колесами для транспортировки в количестве 4-х штук, адаптированные к подъемно-загрузочным устройствам мусоровозов ("евроконтейнеры").

Применительно к жилым зданиям для установки контейнеров должна быть оборудована контейнерная площадка.

Таким образом, по конкретной ситуации, вывод судьи районного суда относительно того, что размещение евроконтейнеров вне специально оборудованных площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов является нарушением требований к оборудованию контейнерной площадки, влекущее административную ответственность, является ошибочным, поскольку противоречит положению указанной выше норме Правил и подлежит исключению из мотивировочной части судебного решения.

Вместе с тем, данные обстоятельства не влияют ни на правильность квалификации административного правонарушения вмененного
ООО «Галантерея», ни на размер назначенного Обществу наказания.

Таким образом, постановление Административной комиссии при администрации города Твери № 393-а/15 от 17 марта 2015 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери от
13 января 2016 года, вынесенные в отношении ООО «Галантерея», являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Московского районного суда г. Твери от 13 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 28 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», вынесенное в отношении
ООО «Галантерея» изменить, исключив указание о том, что размещение евроконтейнеров вне специально оборудованных площадок для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов является нарушением требований к оборудованию контейнерной площадки, влекущим административную ответственность.

В остальной части состоявшееся судебное решение, а также постановление Административной комиссии при администрации города Твери № 393-а/15 от 17 марта 2015 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.Е.Титов